Крым в межсезонье|26 октября — 7 ноября 2019

Вечерняя прогулка по Севастопольской бухте или Сага о Черноморском флоте

Опубликовано: 26 апреля 2020
Где это находится?Где это находится?

Древние греки нарекли её Ктенунтом. В последующие века она именовалась Херсонесским лиманом и Корсуньским Сивашем. Российские моряки в XVIII веке называли её Ахтиарской бухтой. А в наши дни она известна как Севастопольский рейд. Екатерина II сделала эту гавань колыбелью Черноморского флота России, и с тех пор она остаётся его главной базой. Мой сегодняшний рассказ — о Севастопольской бухте.

Это — крупнейшая из бухт Севастополя. Её протяжённость — почти восемь километров, а ширина колеблется от восьмисот до тысячи трёхсот метров. Начинаясь от Чёрного моря и заканчиваясь устьем Чёрной речки, Севастопольская бухта делит Севастополь на Южную и Северную стороны. А ещё это — одна из удобнейших бухт в мире.

Соперничать с ней по защищённости от штормов, удобству навигации и размещения кораблей и судов могут лишь гавани Сиднея и Гонконга. А с точки зрения базирования военно-морского флота у Севастопольской бухты — в мире нет равных. Её стратегическая важность была оценена Россией ещё в XVIII веке, и по сей день ради контроля над ней мы, не задумываясь, готовы вставать в оппозицию ко всему миру.

Федот Клокачёв, первый командир Черноморского флота, писал о ней в 1783 году:

Подобной ещё гавани не видал, и в Европе, действительно, таковой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т. е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место.

Прогулка на туристическом катере по бухте — must do номер один в Севастополе. Её стандартная продолжительность — около часа. За это время почти всю Севастопольскую бухту можно обойти по периметру. Самый сок — помимо воплей чаек, морского запаха и прочей романтики — военные корабли Черноморского флота ВМФ России и Береговой охраны ФСБ России, рассмотреть которые можно с самого близкого расстояния.

Лишь вы ступите на Приморский бульвар, владельцы многочисленны туристических катеров сами предложат вам свои услуги. Особенно много их около бывшего Дворца пионеров в Артиллерийской бухте. Последняя — одна из старейших обустроенных гаваней Севастополя. Ещё в 1783 году на её берегах были устроены склады для пороха и казармы для артиллеристов, благодаря которым бухта и получила своё название.

Главные городские доминанты — два монумента: шестидесятиметровый обелиск «Городу-Герою Севастополю», более известный как «Штык и парус», и сорокаметровая скульптурная группа «Солдат и Матрос», один из крупнейших военных мемориалов на территории бывшего Советского Союза.

Севастопольская бухта

Символ Севастополя — памятник затопленным кораблям. Он посвящён эпизоду обороны Севастополя 1854–1855 годов, когда для защиты Севастопольской бухты от англо-французского флота на входе в неё пришлось затопить корабли Черноморского флота. Его официальное название — монумент «В память кораблей, затопленных в 1854–1855 году для заграждения входа в рейд".

В наши дни памятник затопленным кораблям изображён на двухсотрублёвой купюре.

Севастопольская бухта

Фрегат, заходящий в свете последних лучей солнца в Севастопольскую бухту, — «Херсонес». Это — один из пяти типовых парусников, построенных в Польше на излёте Советского Союза. Помимо «Херсонеса» на воду были спущены «Дружба» для Одессы, «Мир» для Ленинграда и «Паллада» и «Надежда» для Владивостока.

Изначально «Херсонес» должен был стать «Александром Грином». Но окончание его строительства совпало с празднованием 1000-летия Крещения Руси, неожиданно широко отмечавшимся в официально преследовавшем религию СССР, и на волне общественного патриотизма паруснику было дано имя города, ставшего проводником Российского государства в христианский мир.

С 1991 года фрегат являлся учебной базой Керченского государственного морского технологического университета, ну и заодно сдавался в аренду как круизник. В 1997 году «Херсонес» стал последним парусным судном, обогнувшим мыс Горн без использования двигателей. В середине 2000-х из-за имущественных споров парусник был отправлен на вечную стоянку и на следующие десять лет оказался заброшенным.

В 2016 году «Херсонес» привели в порядок, перебазировали в Севастополь, и с того момента на нём регулярно проходят практику курсанты военных училищ со всей России.

Севастопольская бухта

Мы заходим в Южную бухту. В самом её начале, рядом со зданием Росморпорта, расположена пристань, откуда каждые пятнадцать минут отправляются пассажирские теплоходы на Северную сторону. Путь занимает всего шесть минут (а если ехать на машине в объезд — то получится около 30 километров).

Севастопольская бухта

Это место известно как Графская пристань. Отсюда обычно начинается военно-морской парад в День ВМФ. В прошлый раз я показывал, как выглядит Графская пристань со стороны города.

Севастопольская бухта

Чуть дальше расположен Морской вокзал Севастополя. В прошлом он принимал круизные суда из Стамбула и Афин. В наши дни отсюда отправляется лишь «Комета» до Ялты.

Севастопольская бухта

Основа Севастополя — Черноморский флот. Главная архитектурная доминанта — здание его штаба. Оно было построено в 1958 году взамен разрушенного во Вторую мировую войну дворца командующего Черноморским флотом. Новое здание — прекрасный образец позднего сталинского ампира, величественного и в то же время сдержанного.

Слева от него виднеется купол Владимирского собора — усыпальницы русских адмиралов и морских офицеров. Под его сводами погребён Михаил Петрович Лазарев, а также погибшие при обороне Севастополя Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин, Павел Степанович Нахимов и многие другие.

Севастопольская бухта

Причалы Южной бухты — одно из мест базирования кораблей Черноморского флота. Конечно, увидеть все их за один раз невозможно: одни будут находиться в морских походах, другие — патрулировать акваторию Чёрного моря. Однако значительная их часть всё же находится у причалов.

Слева — патрульный корабль «Василий Быков» (бортовой номер 368; построен в Зеленодольске; спущен на воду в августе 2017 года; в составе ЧФ — с декабря 2018 года). Корабли такого класса предназначены для охраны российских территориальных вод и сопровождения других кораблей при длительных переходах, а также для экологического мониторинга.

По центру — средний разведывательный корабль «Иван Хурс» (построен в Санкт-Петербурге; спущен на воду в мае 2017 года; в составе ЧФ — с июня 2018 года). Его основное предназначение — обеспечение связи и управления флотом, ведение радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Справа — большой десантный корабль «Орск» (бортовой номер 148; построен в Калининграде; спущен на воду в феврале 1968 года; в составе ЧФ — с декабря 1968 года). За время службы «Орск» (до 2002 года называвшийся «БДК-69») совершил 11 боевых выходов в Атлантический и Индийский океаны, базировался в портах Египта, перевозил миротворцев в Югославию, доставлял гуманитарные грузы в Гвинею и Болгарию. Последний боевой поход был совершён зимой 2017—2018 годов, в ходе которого «Орск» заходил в сирийский порт Тартус.

Севастопольская бухта

Судно связи (читай: разведывательный корабль) «Приазовье» (бортовой номер ССВ-201; построено в Польше; спущено на воду в сентябре 1986 года; в составе ЧФ — с июня 1987 года). В советские времена такие корабли прикидывались экспедиционными океанографическими судами. В наши дни они официально легендируются как суда связи, хотя фактически занимаются разведывательной деятельностью. Основными объектами их изучения являются военно-морские базы вдоль побережья США и Европы, группировки боевых кораблей в Мировом океане и пуски ракет с иностранных космодромов. Корабли такого типа до сих пор составляют основу разведывательного флота России.

Севастопольская бухта

Госпитальное судно «Енисей» (построено в Польше; спущено на воду в конце 1980 года; в составе ЧФ — с февраля 1981 года). Основная задача этого корабля — перевозка раненых и больных. «Енисей» оснащён поликлиническим подразделением, госпиталем на 100 коек и профилакторием на 200 коек. В состав госпиталя входят 11 лечебных отделений, в том числе три операционных зала и реанимационный корпус. Максимально судно может разместить на борту до 450 пациентов.

Севастопольская бухта

Рядом с «Енисеем» пришвартован морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков» (построен в Николаеве; спущен на воду в 1978 году; в составе ЧФ — с марта 1979 года). С его помощью обеспечивается снабжение кораблей боеприпасами во время длительных походов.

В марте 2014 года «Генерал Рябиков» принимал участие в блокаде украинского флота в Севастопольской бухте.

Севастопольская бухта

Слева от «Генерала Рябикова» можно разглядеть нос морского буксира «МБ-173» и плавучий кран «ПК-3100». Оба они также входят в состав Черноморского флота.

Севастопольская бухта

Слева направо: рейдовый буксир «РБ-136», малый морской танкер «Истра», судно экологического контроля «Пётр Градов», морской транспорт вооружений «ВТР-94».

Из представленных кораблей — наиболее интересен «Истра». Этот корабль — ничто иное как как военный танкер германского флота «Else», спущенный на воду в 1941 году, а на излёте Второй мировой войны захваченный британцами. В июне 1946 года корабль был передан по репарациям СССР. До сих пор «Истра» — один из наиболее эксплуатируемых танкеров на Черноморском флоте, хотя ему почти 80 лет. На сегодняшний день это — единственный из кораблей, полученных по репарациям от Германии по итогам Второй мировой войны и до сих пор находящихся в составе ВМФ России.

Севастопольская бухта

Килекторное судно «КИЛ-158» (построено в ГДР; спущено на воду в июне 1989 года; в составе ЧФ — с ноября 1989 года). Корабли-килекторы предназначены для установки боно-сетевых заграждений и рейдового оборудования. Также такое судно может перевозить глубоководные аппараты, используемые при спасении экипажей затонувших подводных лодок.

Севастопольская бухта

Малый противолодочный корабль «Владимирец» (построен в Феодосии; спущен на воду в августе 1990 года; в составе ЧФ — с марта 1991 года). С 2014 года он выведен из состава Черноморского флота, скорее всего его переоборудуют в музей.

Севастопольская бухта

Суда размагничивания «СР-541» и «СР-939» (предназначены для уменьшения магнитных полей боевых кораблей и судов) и гидрографический корабль «Створ» (занимается научными исследованиями морей).

Севастопольская бухта

Корабельная сторона (ласково называемая местными жителями «Корабелкой») — самый старый из районов Севастополя. Именно здесь в 1783 году появились первые казармы для русских матросов. Сегодня на их месте расположены различные учебные заведения.

Внизу находится причал с подводными лодками. Всего их в составе Черноморского флота — семь. Шесть из них введены в строй в 2015—2016 годах. Единственная «старая» подлодка — Б-871 «Алроса», спущенная на воду в 1990 году. До середины 2015 года она являлась единственной российской боеспособной субмариной в черноморском регионе.

К слову, перед началом Второй мировой войны в состав Черноморского флота входило 47 (прописью: сорок семь) подводных лодок.

Севастопольская бухта

Слева — подводная лодка «ПЗС-50». До 1995 года — «С-49». В 1995 году подлодка была исключена из состава Черноморского флота и переоборудована в плавучую зарядную станцию. В настоящее время её планируют передать музею в Балаклаве.

Рядом с ней — украинская подводная лодка U01 «Запоріжжя». Спущенная на воду в 1970 году, до 2014 года подлодка была единственной субмариной ВМС Украины. В марте 2014 года её штурмом взяли российские войска. С тех пор подлодка гниёт в Южной бухте Севастополя.

Справа — подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» (построена в Санкт-Петербурге; спущена на воду в июне 2016 года; в составе ЧФ — с декабря 2016 года). Эта субмарина известна тем, что в декабре 2015 года, находясь в военном походе по Средиземному морю, из-под воды вела залповую стрельбу по объектам группировки ИГИЛ в Сирии. Интересно, что в подводных лодках такого типа главный вал вращается по деревянным направляющим, изготовленным из дерева бакаут, древесина которого выделяет естественную смазку. Самое удивительное, что срок службы такого механизма — не менее 20 лет.

Севастопольская бухта

Подводная лодка Б-271 «Колпино» (построена в Санкт-Петербурге; спущена на воду в мае 2016 года; в составе ЧФ — с ноября 2016 года) — сестра-близнец субмарины Б-237 «Ростов-на-Дону». «Колпино» тоже обстреливала объекты ИГИЛ в Сирии, но уже осенью 2017 года.

Севастопольская бухта

Севастопольский морской завод. Он берёт своё начало от Севастопольского адмиралтейства, заложенного одновременно с Севастополем в 1783 году. Это — одно из старейших судостроительных предприятий в России.

Севастопольская бухта

Средний плавучий док «ПД-51» (введён в строй в 1978 году). В прошлом он принадлежал ВМС Украины, с 2017 года — национализирован правительством Севастополя.

Севастопольская бухта

Тем временем в Южную бухту заходит «Херсонес».

Севастопольская бухта

Место его швартовки — у Морского вокзала.

Севастопольская бухта

Общий вид кораблей, базирующихся в Южной бухте.

Севастопольская бухта

А мы перемещаемся на южную сторону Севастопольской бухты, к так называемой Угольной стенке. Последняя получила своё название в конце XIX века, когда на её территории находились угольные склады.

Слева — большой десантный корабль «Цезарь Куников» (бортовой номер 158; построен в Польше; спущен на воду в 1986 году; в составе ЧФ — с сентября 1986 года). Он способен перевозить до 650 тонн груза и высаживать десант как на побережье так и прямо в море при волнении до 4 баллов. «Цезарь Куников» принимал участие в переброске российского контингента KFOR во время войны в Югославии в 1999 году, а также в боевых действиях против Грузии в 2008 году.

По центру — спасательное судно «ЭПРОН» (построено в Николаеве; спущено на воду в июле 1958 года; в составе ЧФ — с декабря 1959 года).

Справа — спасательное буксирное судно «Шахтёр» (построено в Финляндии; спущено на воду в мае 1985 года; в составе ЧФ — с сентября 1986 года).

Севастопольская бухта

На переднем плане — спасательное судно «Саяны» (построено в Выборге; спущено на воду в мае 1983 года; долгое время находилось в составе Тихоокеанского флота, в составе Черноморского флота — с марта 2016 года).

На заднем плане — средний морской танкер «Койда» (построен в Выборге; спущен на воду в мае 1966 года; в составе ЧФ — с июля 1966 года).

Севастопольская бухта

Общий вид кораблей у Угольной стенки.

Севастопольская бухта

Севастопольская бухта

На северной стороне Севастопольской бухты расположена бухта Голландия. Своё название она получила в начале XIX века: в то время здесь располагались склады леса, в строительстве которых принимали участие матросы из Кронштадта. Они-то и назвали эту местность «Голландией» по аналогии с Новой Голландией в Санкт-Петербурге.

В наши дни здесь базируется элита Черноморского флота — 30-я дивизия надводных кораблей.

Слева — сторожевой корабль «Адмирал Григорович» (бортовой номер 494; построен в Калининграде; спущен на воду в марте 2014 года; в составе ЧФ — с марта 2016 года).

По центру — сторожевой корабль «Сметливый» (бортовой номер 870; построен в Николаеве; спущен на воду в августе 1967 года; в составе ЧФ — с октября 1969 года). Это — старейший в мире из находящихся в строю кораблей класса «эсминец» («экадренный миноносец»).

Справа — большой противолодочный корабль «Керчь» (бортовой номер 753; построен в Николаеве; спущен на воду в июле 1972 года). В 2015 году корабль был выведена из состава Черноморского флота, и в 2020 году планируется его утилизация.

Севастопольская бухта

Наконец флагман Черноморского флота — гвардейский ракетный крейсер «Москва» (построен в Николаеве; спущен на воду в июле 1979 года; в составе ЧФ — с февраля 1983 года).

Севастопольская бухта

Несмотря на свой солидный возраст «Москва» до сих пор считается одним из лучших кораблей в России. Он регулярно модернизируется (последняя модернизация проходит как раз сейчас и должна завершиться к лету 2020 года).

Севастопольская бухта

Куриная пристань — ещё одно историческое место на северной стороне Севастопольской бухты. До Крымской войны здесь располагались склады с зерном, привлекавшие множество кур, отсюда и название.

В наши дни здесь стоят патрульные корабли Береговой охраны Пограничного управления ФСБ России. На фото — «Проворный» (бортовой номер — 406; построен в Санкт-Петербурге; спущен на воду в мае 2016 года; в составе ПУ ФСБ России — с ноября 2016 года) и «Изумруд» (бортовой номер — 354; построен в Санкт-Петербурге; спущен на воду в августе 2013 года; в составе ПУ ФСБ России — с июля 2014 года).

Севастопольская бухта

Доковая бухта. Здесь находится крупнейший на Чёрном море сухой док, использующийся для ремонта особо крупных кораблей и судов. Здесь, например, ранее ремонтировались все авианосцы СССР.

Севастопольская бухта

Севастопольская бухтаСевастопольская бухта

Севастопольская бухта

В завершение моего сегодняшнего рассказа хочу отметить, что Черноморский флот за последние пять лет кардинально изменился в лучшую сторону (конечно, на мой обывательский взгляд).

Когда я был в Севастополе в 2014 году, он пребывал явно не в лучшем своём состоянии. В то время Россия совершенно не хотела вкладывать деньги в развитие базы, находившейся на территории другого государства: большая часть корабельного состава, базирующегося в Севастополе, была родом из Советского Союза. Выглядело всё это со стороны, мягко говоря, не очень.

После присоединения Крыма к Российской Федерации Черноморский флот расцвёл. Теперь Севастопольская бухта — лучшая экспозиция новейших военных кораблей, созданных в России.

Севастопольская бухта

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Крым в межсезонье»

26 октября — 7 ноября 2019

Другие статьи про Севастополь

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 2 комментария, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
George Kuznecov

На этот раз фото явно плохие, что испортило впечатление о Севастополе.

Георгий.

Иван

А мне очень понравилось. Пишите ещё!

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
2
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x