29 ноября 20208 минут193

Путешествия / Российская Федерация / Республика Крым, Севастополь

И снова Крым /

Старая севастопольская дорога — исторический путь из Севастополя на Южный берег Крыма

Все статьи из этого путешествия:

1. Старый Крым или Откуду есть пошла Крымская земля
2. Прогулка из Коктебеля в Орджоникидзе
3. Планета Коктебель: «Золотые ворота» на рассвете
4. Планета Коктебель: «Звездопад воспоминаний» на закате
5. Дух Севастополя: 237 лет на страже русской идентичности
6. Константиновская батарея: сохранённая история
7. Вилла «DeepTown» или Где остановиться в Севастополе
8. Нетипичный Севастополь: Мыс Фиолент и пляж Яшмовый
9. Морская прогулка на закате из Балаклавы до мыса Айя
10. The show must go on или Мне слабо верится в такой патриотизм
11. Старая севастопольская дорога — исторический путь из Севастополя на Южный берег Крыма
12. Романовское шоссе — красивейшее из красивейших (и заодно восхождение на Роман-Кош, самую высокую гору Крыма)
13. В Крым за здоровьем или Где растут секвойядендроны
14. Изнанка Алушты
15. Пещерное поселение Бакла
16. Чуфут-Кале — первая столица Крымского ханства или Самое атмосферное место Крыма
17. Неси кальян? Мечи бульон? Качи-Кальон! или Крупнейший винодельческий комплекс средневекового Крыма
18. Сказ о Бахчисарае

Сейчас путь от Севастополя до Ялты занимает час: отличная магистраль, построенная в 1970-х годах, достаточно широкая и избавленная от горных серпантинов и крутых поворотов, последние полвека является основным путём перемещения как местных жителей, так и туристов вдоль основных крымских курортов. Чуть выше неё, у самого подножия отвесных скал, которыми к Южному берегу обрывается Ай-Петринская яйла, вьётся старая дорога, потрёпанная, извилистая и в большей своей части абсолютно пустынная. Встреча с другим автомобилем на ней, за исключением отрезка от Фороса до Байдарских ворот, — событие из ряда вон выходящее, только если житель одного из местных сёл решит куда-нибудь отправиться. С гораздо большей вероятностью на этой дороге можно встретить велосипедиста или пешехода: это — один из популярных прогулочных маршрутов.

Скорость передвижения по Старой севастопольской дороге на машине сродни езде на велосипеде: с одной стороны — узость и не самое хорошее состояние дорожного полотна, с другой — обилие крутых поворотов, наконец — открывающиеся после каждого из них всё новые и новые виды: высоченные напирающие своей циклопической громадой горы слева и убегающая вдаль густая синева моря справа. Короче, за час, как по новой трассе, — можно даже и не мечтать доехать. На дорогу от Гончарного до Алупки со всеми остановками, в том числе на перекус вкуснейшей самсой, готовящейся прямо в тандыре на обочине в Орлином, у нас ушла без малого половина дня. Но, честно, это того стоило: Старая севастопольская дорога — шикарнейший, как бы написали в каком-нибудь англоязычном путеводителе, «scenic route», в особенности для тех, кто как и я считает, что жизнь — слишком коротка, чтобы дважды ездить одними и теми же маршрутами...

Раз уж мы всё-равно решили добираться «длинным» путём, грех было не заехать к Чоргуньскому мосту-акведуку, посмотреть который мы собирались, но не успели, ещё в прошлом году.

Это удивительное для Крыма инженерное сооружение находится на реке Чёрной. Его построили в середине XIX века, когда возводили восемнадцатикилометровый Лазаревский водовод, предназначенный для подачи пресной воды в доки Севастопольского адмиралтейства. Интересно, что этот недешёвый проект разрабатывался как средство борьбы с корабельными червями, бывшими в то время чуть ли не большим бичом Черноморского флота чем армады Османской империи. Естественной средой обитания этих выраставших до метра в длину двустворчатых моллюсков, способных источить деревянный корпус корабля всего за пару лет, была солёная морская вода, в то время как в пресной они довольно быстро погибали. Поэтому-то на территории адмиралтейства и появились доки, в которые можно было загонять корабли для профилактического опреснения их корпусов, а так как своих источников пресной воды в Севастополе и без них не хватало, пришлось тянуть водовод почти за два десятка километров — от склонов Байдаркой яйлы.

Старая севастопольская дорога

Реализация проекта началась в 20-х годах XIX века и растянулась почти на три десятилетия. Водовод был сдан в эксплуатацию лишь весной 1853 года. А уже через год вторгшиеся в Крым англо-французские войска уничтожили его.

По результатам Крымской войны Российской империи было запрещено иметь военный флот на Чёрном море. Потом же, когда спустя двадцать лет началось его восстановление, настала эпоха броненосцев, совладать с обшивкой которых корабельным червям была кишка тонка, так что Лазаревский водовод полностью так и не был восстановлен.

Старая севастопольская дорога

Небольшую его часть вместе с сохранившимся Чоргуньским мостом-акведуком стали использовать для орошения близлежащих полей. В таком качестве он и сохранился до сих пор.

Похожий на сооружение дремучей античности, так что его вполне можно перепутать с наследием древних греков, мост-акведук опирается на три потрёпанных временем каменных арки.

Старая севастопольская дорога

Его длина — двенадцать метров, высота — восемь. Сверху расположен водовод шириной около трёх метров.

Старая севастопольская дорога

Старое севастопольское шоссе, или как его ещё иногда называют — Старое ялтинское, начинается неподалёку от села Гончарного. Здесь, где новая автострада устремляется к Ласпинскому перевалу на юг, в сторону села Орлиного отходит небольшая укутанная от солнца кронами вековых деревьев извилистая отворотка, покрытая шершавым асфальтом, не видевшим ремонта, наверное, с брежневских времён.

Старая севастопольская дорога

До середины XIX века проезжих дорог, ведущих на Южный берег Крыма не существовало: туда не смогла попасть даже Екатерина II во время своего Таврического вояжа, ограничившаяся лишь осмотром южнобережных красот с Байдарского перевала, куда в то время с горем пополам можно было добраться на конном экипаже. В то время основным сухопутным путём к южному побережью была тропа, ведущая через Ай-Петринскую яйлу к Бахчисараю. Ныне по её маршруту проходит Бахчисарайское шоссе.

В 1824 году началась реализация сразу двух грандиозных транспортных проектов: почтового тракта от Симферополя на Алушту, строившегося по указу Александра I, и дороги из Севастополя к Алупке, возводившейся по инициативе тогдашнего генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова, который на побережье Чёрного моря планировал создать для себя роскошную летнюю резиденцию.

Строительство шоссе, фактически начавшееся лишь в 1837 году, затянулось на одиннадцать лет. Так как велось оно по большей части на графские деньги, дорога в первые десятилетия своего существования называлась Воронцовской. На работах были в основном задействованы солдаты. Смертность была высокой: одни гибли от эпидемий, другие — от регулярных горных обвалов.

Старая севастопольская дорога

Наконец, когда долгое и тяжёлое строительство было завершено, Михаил Воронцов, решив отметить это событие, приказал соорудить на верхней точке дороги — Байдарском перевале — каменные ворота, которые должны были символизировать его победу над казавшимися до этого неприступными горами.

Массивный портик из огромных известняковых блоков, перекрытый изящным антаблементом, и сегодня является символическими «воротами» на пути из Севастополя к Южному берегу Крыма. Это — популярный туристический объект.

На стене слева от ворот — типичная примета нашего времени: бессовестно прикреплённый какими-то мудаками прямо к историческому памятнику виниловый баннер местного ресторана «Шалаш». Поверх него прицеплены два кривых листа А4 с информацией о том, что летняя терраса — открыта. В этом — весь Крым: быдло такое быдло.

Старая севастопольская дорога

Ресторану рядом воротами, кстати, — много лет. С самого момента открытия дороги Байдарский перевал был местом смены лошадей, и уже в середине XIX века здесь существовали две гостиницы, прекратившие своё существование в первые годы советской власти, и ресторан, который, как видно, процветает и поныне.

Наверху Байдарских ворот расположена смотровая площадка. С неё открывается чарующая панорама побережья.

Старая севастопольская дорога

От Байдарского перевала начинается крутой спуск вниз.

Старая севастопольская дорога

Шоссе несколько раз круто поворачивает на сто восемьдесят градусов, после чего упирается в развилку. От неё вниз к Форосу убегает соединяющая Старую севастопольскую дорогу с Южнобережным шоссе срезка, по которой к Байдарским воротам попадает большинство туристов. При этом сама Старая севастопольская дорога продолжает виться прямо под отвесной стеной Ай-Петринской яйлы до самой Алупки. Автомобилей на ней нет. На въезде установлен знак, указывающий, что дорога закрыта из-за оползня, но, на самом деле, это — неправда.

Старая севастопольская дорога

Почти на всём своём протяжении Старая севастопольская дорога — узка и извилиста, эдакий классический старый крымский горный серпантин. Сейчас его ширины вполне хватает, чтобы две встречные машины могли разъехаться, но в XIX веке эта проблема была крайне актуальной, поэтому у каждого возницы при себе был специальный горн, звуком которого тот оповещал возможного встречного о том, что поворот уже занят конным экипажем.

Старая севастопольская дорога

Вдоль дороги периодически встречаются украшенные плитами родники. На них можно разглядеть эмблемы Министерства путей сообщения Российской империи, под эгидой которого они обустраивались, и годы их строительства. Например, этот родник был благоустроен в 1896 году.

Старая севастопольская дорога

Слева нависает отвесная громада Ай-Петринской яйлы.

Старая севастопольская дорога

Старая севастопольская дорогаСтарая севастопольская дорога

В этой части Старой севастопольской дороги — всего два населённых пункта. Первый из них — село Оползневое. В прошлом здесь находилась вторая после Байдарских ворот станция, где меняли лошадей. Теперь это — одно из четырёх мест в Крыму, где выращивают знаменитый сладкий красный ялтинский лук.

Старая севастопольская дорога

Второй населённый пункт — посёлок с поэтическим названием Голубой залив. Внизу на побережье виднеется Симеиз с его знаменитыми скалами — Кошкой, Мышкой, Монахом и Дивой.

Старая севастопольская дорога

Вскоре после Голубого залива Старая севастопольская дорога пересекает Южнобережное шоссе и спускается к Воронцовскому дворцу в Алупке, где и заканчивается.

Не переключайтесь!

Следующая часть: Романовское шоссе — красивейшее из красивейших (и заодно восхождение на Роман-Кош, самую высокую гору Крыма)

Мне важно ваше мнение! Была ли интересной эта статья? Есть что дополнить? Хотите рассказать свою историю или поделиться своими фотографиями? А может быть вы нашли ошибку в моём тексте?
Оставьте свой комментарий!

Будьте в курсе!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке, вКонтакте, в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS.

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube.

Благодарности:

Golden Family ResortVilla DeepTownГостевой дом «Славия»

Пока комментариев нет, будьте первым!

avatar
25000
Загрузить изображения
 
 
 
 
 
Загрузить аудио или видео
 
 
 
 
 

Структура: Главная страница / Путешествия / И снова Крым / Старая севастопольская дорога — исторический путь из Севастополя на Южный берег Крыма