Севастополь с первого дня своего существования строился как город-крепость. Надёжный форпост на южных рубежах «Русского мира» он за два с небольшим века своей истории cо всех сторон ощетинился бастионами, фортами и батареями, многие из которых отлично сохранились до наших дней.
Самое известное из севастопольских укреплений, хорошо заметное и с Приморского бульвара, и с Центрального холма, и с Малахова кургана, — Константиновская батарея, прикрывающая вход в Севастопольскую бухту с севера. Ставшая первой городской цитаделью, построенной после присоединения Крыма к Российской империи, она вошла в историю как «Оборонительное сооружение № 1». В наши дни в её стенах расположен музей.
Для начала — интересный факт: в 1819 году Константиновская батарея стала первым на территории Российской империи укреплением, где появилась традиция полуденного выстрела из пушки. Лишь впоследствии этот обычай был введён в других портовых городах — Санкт-Петербурге, Кронштадте и Владивостоке.
Путь к Константиновской батарее начинается с причала в Артиллерийской бухте. Именно отсюда отправляются паромы на Радиогорку, ближайший к укреплению район Северной стороны.
Если ехать в объезд Севастопольской бухты на машине, то это — тридцать километров. С учётом пробок дорога займёт не менее часа. Пассажирский паром пересекает Севастопольскую бухту за пятнадцать минут.
Паромные переправы — привычный для севастопольцев городской транспорт, курсирующий по расписанию между Южной и Северной сторонами круглый год, за исключением дней, когда в бухте бушуют шторма. В качестве билета кассир зачем-то выдаёт свиток длиной свыше метра.
Константиновская батарея находится на северном берегу Севастопольской бухты, около входа в неё со стороны моря.
Мол перед укреплением появился в советские времена, по официальной версии — чтобы защитить рейд от осенних штормов. Такой же мол был сооружён и у южного берега. Фарватер, расположенный между ними, до 1990-х годов перекрывался сплошной сеткой до самого дна. Это было сделано после произошедшего в 1955 году взрыва на линкоре «Новороссийск», полученном Советским Союзом в счёт репараций со стороны Италии, который, по одной из версий, был потоплен в результате диверсионной операции, проведённой итальянскими водолазами.
Ещё одна батарея, расположенная на северном берегу Севастопольской бухты, — Михайловская. На её территории тоже находится музей, посетить который нам не удалось — он был закрыт из-за эпидемии коронавируса.
От причала Радиогорки до Константиновской батареи — около двух километров. Сначала путь идёт мимо блочных многоэтажек, затем — через частный сектор.
Чёрное море неспокойно. Разыгрывается шторм.
На противоположном берегу Севастопольской бухты освещается пробивающимся через разрывы в тучах солнцем древний Херсонес.
В своём прошлом посте я упоминал, что Севастополь с некоторых ракурсов похож на Мурманск. Например, если смотреть от Константиновской батареи, то Севастопольская бухта — один в один Кольский залив.
У входа на укрепление установлена современная интерпретация скульптуры «Россия», отлитой ко Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.
До недавнего времени Константиновская батарея принадлежала Черноморскому флоту и использовалась в качестве склада. После включения Крыма в состав России в 2014 году было принято решение создать на её базе музей. Работы проводились под эгидой Русского географического общества в течение трёх лет. Экспозиция была открыта в 2017 году.
Работы по превращению Константиновской батареи в музейный объект были проведены на очень высоком уровне. Вы знаете, я всегда сатанею, когда вижу, как под видом реставрации уродуют исторические объекты: впихивают в них пластиковые окна и двери, бетонируют старинную каменную кладку или занимаются прочим вредительством. В случае с Константиновской батареей мне придраться не к чему, всё сделано практически идеально: даже электрическая проводка на каменных сводах оформлена в ретро-стиле, хотя могли бы и обычные белые пластиковые кабель-каналы зафигачить. Умеют же, если захотят!
Константиновская батарея представляет из себя подковообразное сооружение с замкнутым, подготовленным для длительной обороны внутренним двором. Общая длина укрепления по фасаду — двести тридцать метров, высота над уровнем моря — двенадцать метров. В прошлом батарея была вооружена девяносто четырьмя орудиями, располагавшимися в два яруса. Гарнизон состоял из четырёхсот семидесяти человек.
Первое русское укрепление на этом месте — земляная пятиугольная батарея с четырёхугольным редутом — было построено по указу Александра Суворова всего за три ночи в июне 1778 года, за пять лет до присоединения Крыма к Российской империи.
В 1794 году укрепление стало двухъярусным. К тому моменту мыс, на котором оно располагалось, был назван Константиновским — в честь великого князя Константина Павловича, внука Екатерины II, которого та надеялась поставить во главе восстановленного Византийского государства, в случае если Константинополь оказался бы взят русской армией.
Современный вид Константиновская батарея приобрела в 1840 году, когда была реконструирована французским инженером Карлом Бюрно с учётом новейших фортификационных достижений того времени.
Карта Крыма 1790 года.
Карта Крыма 1854 года, помеченная грифом «Секретно».
Одно из центральных мест в музее занимает макет Севастополя периода Крымской войны.
На переднем плане — Николаевская батарея, взорванная французскими войсками в 1856 году. Сейчас на её месте находится Приморский бульвар.
Вид в другую сторону. На переднем плане — всё та же Николаевская батарея.
Позади неё, на входе в Севастопольскую бухту, — Константиновская батарея. Рядом с последней видны мачты затопленных кораблей, преградившие вход англо-французского флота в бухту.
Во время Крымской войны помещения Константиновской батареи выглядели так: с внутренней стороны были устроены казармы, с внешней — располагались артиллерийские орудия. Главным вооружением батареи были единороги — гладкоствольные гаубицы, производимые с середины XVIII до конца XIX века в Российской империи. Такие орудия стреляли пудовыми снарядами на расстояние до трёх километров. Их скорострельность составляла до десяти выстрелов в час, а орудийный расчёт состоял из шести человек.
Помимо единорогов на вооружении батареи стояли 24-фунтовые карронады и пятипудовые мортиры.
Это — панорама: её можно увеличить
Своё боевое крещение Константиновская батарея приняла 5 октября 1854 года во время первой бомбардировки Севастополя. В тот день укрепление противостояло одиннадцати английским линейным кораблям. Против 428 орудий эскадры батарея отвечала огнём лишь 43 орудий, расположенных в этом секторе обстрела. Константиновская батарея оставалась в строю до самого окончания войны, охраняя вход в Севастопольскую бухту и подавляя все попытки англо-французских войск перебраться на Северную сторону.
В годы Великой Отечественной войны на территории Константиновской батареи был создан один из опорных пунктов, получивших приказ удерживать рубеж до последней возможности. Когда Северная сторона была уже захвачена фашистами, семьдесят защитников цитадели в течение трёх дней под огнём танков и артиллерии прикрывали отступавшие из Севастопольской бухты корабли и суда.
В ноябре 1944 года, когда Севастополь был уже освобождён, но до окончания Великой Отечественной войны ещё оставалось полгода, на братской могиле во дворе Константиновской батареи был открыт монумент.
В cоветские годы территория Константиновской батареи принадлежала Черноморскому флоту и была закрыта для свободного посещения. В этот период укрепление было выкрашено в белый цвет, а на его фасаде красовалась крупная надпись «СЛАВА ВМФ РОССИИ!».
Теперь это — один из приятнейших музеев Севастополя.
Не переключайтесь!
Продолжение: Вилла «DeepTown» или Где остановиться в Севастополе