И снова Крым|26 октября — 12 ноября 2020

Чуфут-Кале — первая столица Крымского ханства или Самое атмосферное место Крыма

Опубликовано: 18 декабря 2020
Где это находится?Где это находится?

Чуфут-Кале, или на древний манер — Кырк-Ер, — одна из известнейших достопримечательностей Крыма. Эта старинная крепость настолько популярна, что предложения отправиться сюда на экскурсию украшают каждый второй столб каждого первого крымского курорта. По моему опыту, подобное реноме обычно означает, что такое место лучше обойти стороной — его интересность явно гиперболизирована, а в реальности всё, как правило, — вполне обыденно. Именно по этой причине я не приехал в Чуфут-Кале ни в свой первый самостоятельный приезд в Крым, ни потом. Это было ошибкой.

Нет, я не скажу, что Чуфут-Кале — прямо вау. Да, здесь интересно, но не то чтобы неподражаемо: подобных средневековых крепостей в Европе — пруд пруди, и каждая с такой историей — что зачитаться можно. Но есть у Чуфут-Кале и одна уникальная изюминка. Правда, находится она за пределами города. Если спуститься по дороге, ведущей от некогда главных городских ворот Биюк-Капу в долину Марьям-Дере, то в нескольких сотнях метрах от крепостной стены будет старое караимское кладбище. Караимы — вообще очень интересный народ: эдакая удивительная смесь традиционной тюркской культуры с танахическим иудаизмом. А их раскинувшийся под ветвями священных дубов некрополь — определённо одно из самых неожиданных и атмосферных мест в Крыму.

Старая каменистая дорога, ведущая от Бахчисарая к Чуфут-Кале, проложена по дну долины Марьям-Дере. Заросшая, с продавленными за много веков колеями от повозок, она, как и окружающий её вековой лес, будто окутана какой-то древней-древней тайной.

Чуфут-Кале

Дремучие чащи долины Марьям-Дере были обжиты ещё во времена киммерийцев и тавров, то есть две с половиной тысячи лет назад. Воинственные кочевники древности укрывались в их глуши в перерывах между захватническими походами.

Ныне долина Марьям-Дере известна как «Малый Иерусалим». В течение нескольких веков и вплоть до недавнего времени здесь, как и на Земле обетованной, мирно соседствовали святыни сразу трёх конфессий: христианства, ислама и караимиза (читай: танахического иудаизма).

И если мусульманское и караимское духовное наследие волею судеб к сегодняшнему дню оказалось заброшено, то православный монастырь, основанный в Марьям-Дере по меньшей мере пять столетий назад, здравствует и поныне. Он находится на самой окраине Бахчисарая, там где ведущая к Чуфут-Кале дорога ныряет в густой лес, и если вы не являетесь глубоко религиозным человеком, то его территорию можно смело прошагать без остановок.

Всего в пятиста метрах от православной обители виднеются руины существовавшего здесь до начала XIX века текие дервишей. Дервиши — это такие мусульманские аналоги монахов, исповедующие суфизм, специфичное аскетически-мистическое исламское течение; а текие — это их священное место, что-то наподобие христианского монастыря.

Во времена Крымского ханства в Бахчисарае сосуществовало сразу несколько дервишских обителей, представлявших разные направления суфизма. Текие, расположенная в долине Марьям-Дере, носила имя мусульманского святого Газы Мансура, а служивших здесь дервишей из-за их особенной манеры чтения молитвенных текстов нараспев, сопровождавшейся специфическими покачиваниями, называли «качающимися».

С шейхом Газы Мансуром связано сразу несколько старинных легенд. Согласно одной из них, он был последователем пророка Мухаммеда, отправившимся в Тавриду с миссионерскими целями и погибшим здесь в одной из битв. Другая гласит, что Газы Мансур наоборот — прожил всю жизнь в Крыму, и, когда ему было уже более ста лет, отправился в хадж в Мекку. На обратном пути караван, с которым он шёл, подвергся нападению разбойников. Те обезглавили старца, однако он всё-равно вернулся домой, неся отрубленную голову в руках.

Как бы там ни было, Газы Мансур был похоронен в долине Марьям-Дере ещё в незапамятные времена. С веками его могила оказалась утрачена. В начале XV века бухарскому шейху по имени Рамазан приснился сон, будто он стоит посреди леса в какой-то далёкой стране, и к нему является старец, который представляется Газы Мансуром и рассказывает, что здесь погребены его останки. В ту же ночь точно такой же сон увидел товарищ Рамазана шейх Халил. Оба друга, собравшись без промедления, покинули Бухару и отправились в путь. Добравшись до долины Марьям-Дере, которая оказалась тем самым местом из сна, они обнаружили среди густых зарослей древнее погребение Газы Мансура. Решив, что это — божественное знамение, товарищи решили основать рядом с могилой старца текие. Так в 1434 году здесь появилась суфийская обитель.

Чуфут-Кале

Просуществовав полтысячелетия, святыня была разрушена в первые годы советской власти. До наших дней от неё сохранилось, да и то — условно, лишь некогда располагавшееся рядом с ней кладбище.

Чуфут-Кале

На нём — три с половиной десятка беспорядочно раскиданных башташей, мусульманских могильных камней XV-XIX веков.

Чуфут-Кале

Ряд надгробий украшен изысканной сельджукской резьбой и надписями на староосманском языке.

Чуфут-Кале

Некоторые из камней хранят автографы туристов XX столетия: вот, например, побывавшие здесь в 1969 году Таня и Петя оставили свой след для потомков.

Чуфут-Кале

Вымерший ныне город Чуфут-Кале в прошлом занимал высокое плато, возвышающееся над окружающими его долинами на две сотни метров. Как и много веков назад, сегодня наверх ведут две дороги: одна, похожая на извилистый горный серпантин, — к Кучук-Капу, южным воротам, и вторая, плавно набирающая высоту и в прошлом использовавшаяся для подъёма повозок, — к Биюк-Капу, восточным воротам, некогда являвшимися главным входом в крепость.

Мы, как и все посещающие Чуфут-Кале туристы, поднимаемся по дороге, ведущей к Кучук-Капу. Неподалёку от ворот находится осадный колодец Тик-Кую (с крымскотатарского — «Вертикальный колодец»). Он упоминается в множестве исторических источников, но вплоть до конца XX века его местоположение оставалось неизвестным, и многие историки вообще считали его существование не более чем красивым древним мифом. Однако в 1998 году колодец всё же был найден. В ходу раскопок, которые велись в течение нескольких лет, удалось обнаружить клад весом свыше пяти килограммов, состоящий из золотых венецианских дукатов, серебряных джучидских дирхемов, генуэзских лир, монет Рязанского княжества и других.

Ныне Тик-Кую превращён в туристический объект. Осенью 2020 года он был закрыт для посещения, хотя, судя по рассказам побывавших там моих друзей, этот колодец — на порядок интереснее своего собрата в Эски-Кермен, и ради него одного стоит вернуться в Крым ещё раз.

Чуфут-Кале

Кучук-Капу — южные ворота. Сразу за ними находится касса. Оплату там принимают исключительно наличными, которых у меня с собой традиционно не было. Пришлось договариваться с девушкой-кассиром, что я закину ей денег на телефон.

Чуфут-Кале

Наиболее древнее известное нам название крепости — Кырк-Ер (в переводе с крымскотатарского — «Сорок замков»). Именно под ним этот город упоминается практически во всех письменных источниках с середины XIII по начало XVII века.

Очевидно, что крепость на этом месте существовала и раньше: первые стены на плато были построены ещё в VI веке, вероятнее всего византийцами, когда те развернули по всему Крыму кампанию по укреплению своих северных рубежей. По одной из версий, в то время здесь существовал город Фуллы, бывший столицей упоминаемой в ряде агиографических источников одноимённой православной епархии, однако достоверной связи между этими поселениями нет.

Самое раннее упоминание о крепости Кырк-Ер встречается в книге «Путешествие в восточные страны» Гильома де Рубрука, фламандского монаха-францисканца, побывавшего здесь в 1253 году. В то время укрепление было центром небольшого удельного княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского улуса, который, в свою очередь, входил в состав Золотой Орды. Столицей Крымского улуса тогда был город Къырым (ныне — Старый Крым).

В конце XIV века правителем Золотой Ордой стал хан Тохтамыш. Тогда же столичные функции Крымского улуса перетекли из начавшего угасать Къырыма в более укреплённый Кырк-Ер. В 1395 году на базе последнего сформировалось независимое Крымское ханство. Первым крымским правителем, объявившим о своём неподчинении золотоордынскому хану был Таш-Тимур, который, правда, вскоре был изгнан из своих владений Тамерланом во время войны последнего с Тохтамышем за престол Золотой Орды.

У Тохтамыша была дочь Джанике, родившаяся и проживавшая в Кырк-Ере. В том же 1395 году, когда крымский хан впервые заявил о своей независимости, она вышла замуж за золотоордынского темника Едигея, вместе с которым уже через пару лет выступила против своего отца на стороне Тамерлана.

Тамерлан умер в 1405 году во время подготовки к походу на Китай. Год спустя в одной из битв с Едигеем погиб и Тохтамыш. Титул золотоордынского хана перешёл к Едигею, который кроме участия в многочисленных внутренних разборках в стремительно распадавшейся Золотой Орде, успел также совершить поход на Русское царство, разграбив по пути Серпухов, Дмитров, Нижний Новгород, Коломну, Рязань и ряд других городов. В 1419 году Едигей был убит одним из сыновей Тохтамыша.

Джанике к тому времени стала полноправной правительницей Кырк-Ера. Мечтавшая о независимости Крымского ханства от Золотой Орды, она призвала на помощь скрывавшегося в Литве внука Таш-Тимура Хаджи Герая, дабы тот помог ей в борьбе с потомками Тохтамыша за власть на Крымом. Взамен Кырк-Ер становился формальным вассалом Литвы, Хаджи Гераю же был обещан статус официального преемника. Сделка удалась: потомки Тохтамыша на время оставили непокорное Крымское ханство в покое, а Джанике сходу превратилась в символ борьбы за независимость своего народа. Когда принцесса умерла в 1437 году, её погребли в специально построенной усыпальнице — дюрбе — с титулом «Великой государыни».

После смерти Джанике дела в Крымском ханстве пошли под откос. Хаджи Герай под давлением потомков Тохтамыша был вынужден бежать. К 1441 году он собрал большое войско, вернулся в Крым, раздал там всем люлей, в том числе строившим ему козни генуэзцам, после чего объявил Кырк-Ер официальной столицей Крымского ханства. Год спустя Хаджи Герая, правда, снова прогнали, и он смог вернуться в Кырк-Ер лишь четыре года спустя. С 1445 года и до самой смерти он более-менее спокойно правил Крымским ханством, отлучаясь из столицы лишь ради военных походов.

Успешно отстаивавшее свою независимость от Золотой Орды, периодически воевавшее с Русским царством и дружившее с Великим княжеством Литовским, Крымское ханство образца середины XV века — ближайший союзник православных феодоритов и главный кошмар католиков генуэзцев, черноморские крепости которых неоднократно оказывались осажены войсками Хаджи Герая. Его столица — Кырк Ер — богатейшее поселение Крыма.

Посещавшие город заморские купцы рассказывали об украшенных драгоценными камнями оборонительных стенах и называли его не иначе как Гевхер-Кермен (в переводе с крымскотатарского — «Крепость драгоценностей»).

Чуфут-Кале

В 1475 году генуэзские колонии вместе с княжеством Феодоро были захвачены Османской империей. Крым на долгие триста лет стал мусульманским. Крымское ханство попало в формальную зависимость к османскому султану. Необходимость в хорошо укреплённой столице отпала. Так сыном Хаджи Герая Менгли Гераем у подножия Кырк-Ера был основан город Салачик, куда к концу XV века переместился ханский диван (чтобы спустя ещё несколько десятилетий перетечь в расположенный в нескольких километрах от него Бахчисарай).

С начала XVI века мусульманское население стало покидать Кырк-Ер, хотя крепость ещё довольно долго продолжала играть роль бахчисарайской цитадели: здесь находился ханский монетный двор, а также тюрьма для заточения знатных пленников (в ней, например, содержались: опричник Ивана Грозного Василий Грязной, польский государственный и военный деятель Николай Потоцкий, русский боярин Василий Шереметев и другие).

Тогда на первый план городской истории вышли караимы — народ тюркского происхождения, исповедовавший не привычный для тюрков ислам, а родственный иудаизму караизм, и, кроме того, использовавший в деловой переписке и надгробных эпитафиях вместо традиционного караимского языка (самого что ни на есть тюркского) библейский иврит.

Началось всё с того, что в XIV веке был издан указ, обязавший всех крымских караимов селиться только в Кырк-Ере. Очень быстро город стал главным караимским культурным и религиозным центром. К началу XVII века никого кроме караимов (и ещё чуть-чуть крымчаков, то есть крымских иудеев) в Кырк-Ере не осталось.

С того момента за городом закрепилось новое название — Чуфут-Кале (в переводе с крымскотатарского — «Иудейская крепость»), которое и сохранилось до наших дней. Здесь важно заметить, что тогда (как впрочем и сейчас) тюркское слово «чуфут» несло негативный смысловой оттенок, схожий с китайским словом «лаовай», или с русским «чурка», поэтому жившие в Чуфут-Кале караимы вплоть до середины XIX века продолжали называть свой город на старый лад Кырк-Ером.

Чуфут-КалеЧуфут-Кале

В 1783 году Крым был присоединён к Российской империи. Шестнадцатью годами позже Чуфут-Кале посетил русский литератор Павел Иванович Сумароков, который в своих путевых заметках записал:

В Чуфут-Кале 277 домов, кои построены по азиатскому вкусу из белого нетёсаного камня, крыты черепицею, и многие имеют по два жилья. Караимы от польских и других жидов во всём отличны. Они не знают другого языка, кроме татарского; носят такое же как они одеяние, жён содержат по их обряду, в домах употребляют те же убранства; одним словом, они одни наблюдают с ними обычаи. Закон их, хотя есть закон Моисеев, но они более всех израильтян держатся Ветхого Завета и следующими разнятся от них в нём несогласиями. Те считают рождение луны по своему исчислению, а караимы по нашему календарю, от чего бывает в том разница до 14 часов. Прочие жиды женятся на родных племянницах и невестках; караимы же не ближе, как на двоюродных. Те при убиении скота разбирают в нём многие болезни, сии того не делают. У тех Талмуд, караимы его не имеют; первые едят рыбу с кровью, в субботу приступают к некоторым домашним распоряжениям, и зажигают тогда огонь, но караимы то за грех признают.

Положение Чуфут-Кале наносит жителям великие неудобности, все нужные им вещи ввозятся в городок с большими затруднениями, к тому же они кроме накопляемой от дождей в бассейне воды не имеют, и покупают оную от бедных собратий своих вёдрами, которые, навьючивая ею в долу у фонтана своих лошадей, втаскивают после на высоту и тем достают себе пропитание. Караимы живут чисто, в довольном изобилии, и многие из них весьма достаточны, чему единственною причиною есть близкое от них расстояние Бахчисарая. Они первые в том городе купцы, и отправляют в нём торг лучшими цареградскими товарами; иные же из них промышляют разными ремёслами.

После присоединения Крыма к Российской империи запрет на проживание караимов, существовавший на территории Крымского ханства, был снят, и Чуфут-Кале начал постепенно угасать. Процесс этот затянулся на несколько десятилетий, и уже к середине XIX века единственными обитателями города оставались члены семьи караимского учёного Авраама Фирковича.

Уезжавшие караимы разбирали свои дома, чтобы сложить их потом на новом месте, так в Чуфут-Кале практически не осталось никаких строений.

Чуфут-Кале

Единственное из сохранившихся на плато религиозных зданий — комплекс кенас, караимских молитвенных домов.

Чуфут-Кале

Слева — Соборная кенаса, её построили в XIV веке. Справа — Малая, построенная в конце XVIII века.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Примерно посередине плато находится дюрбе (читай: мавзолей) Джанике. Усыпальница была возведена в год смерти принцессы в 1437 году. Под восьмигранной крытой черепицей крышей находится мраморное надгробие, украшенное надписью: «Это — гробница великой государыни Джанике-ханым (ханым — тюркское слово, присоединяемое к женским именам с целью выражения уважения — Прим. автора), дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года».

Некоторые гиды любят рассказывать своим экскурсантам легенду про то, что Джанике бросилась в пропасть, спасаясь от гнева отца заставшего её здесь с любимым. Удивительно, но этих невежд совершенно не смущает тот факт, что отец Джанике хан Тохтамыш умер за тридцать с гаком лет до дня смерти своей дочери.

Чуфут-Кале

Позади мавзолея растёт старое фисташковое дерево. Согласно преданию оно взошло сразу после смерти Джанике, то есть ему — почти шестьсот лет. Ветви дерева обвязаны цветными лентами — туристы любят загадывать здесь желания. Странный обычай.

Чуфут-Кале

Центр некогда застроенной части плато от обрыва до обрыва пересекает десятиметровая стена. Её называют Средней. Это — одно из первых городских фортификационных сооружений.

Стена была построена в VI веке, вероятнее всего византийцами (но, как я уже упоминал выше, это — не точно).

Чуфут-Кале

В течение нескольких столетий здесь проходила городская граница. В XIV веке, когда всем крымским караимам было предписано селиться только в Кырк-Ере, его территория начала стремительно расти. Так к востоку от Средней стены появился так называемый Новый город.

Его жители быстро смекнули, что в случае какой-либо заварушки их домам и всему нажитому непосильным трудом имуществу моментально настанет тот самый тюркский «кирдык», поэтому построили ещё одну стену, огородившую новые городские кварталы с востока и потому названную Восточной.

Помните, я как-то рассказывал, что древняя столица Крымского улуса — Къырым — вероятно, была разделена на две части: мусульманскую, где располагалась резиденция крымского эмира, и христианскую, в которой проживали генуэзские купцы? Судя по всему, по аналогичному принципу в XIV-XVI веках был устроен и Кырк-Ер, где Старый город оказался преимущественно населён татарами, а Новый — караимами.  При этом именно в Старом городе располагались караимскые кенасы, которые я показывал вам чуть выше, а в Новом — монетный двор, чеканивший ханскую монету, что говорит о том, что крымские ханы к караимам относились с доверием.

Из-за того что город состоял из двух частей, в наше время некоторые караимы называют его Чуфт-Кале (заменяя оскорбительное «чуфут» на нейтральное «чуфт» — «пара»), то есть «Двойная (или парная) крепость».

Чуфут-Кале

На окраине Нового города неподалёку от Средней стены на два этажа вниз уходит пещерный комплекс Чауш-Кобасы. До XIV века на этом месте находился противоосадный ров, защищавший Среднюю стену от таранов. В XIV веке, когда Средняя стена потеряла своё оборонное значение, вместо рва появилась пышная усадьба.

Чуфут-Кале

Считается, что она принадлежала богатой караимской семье. Под землёй сохранились пещеры, ранее использовавшиеся в качестве хозяйственных подвалов.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

На следующей фотографии — вид из пещер Чауш-Кобасы на ограничивающую Чуфут-Кале с севера долину Ашлама-Дере.

Чуфут-Кале

Единственное сохранившееся на плато гражданское здание — усадьба Авраама Фирковича.

Чуфут-Кале

Когда последние караимы покинули Чуфут-Кале, он остался здесь охранять город от мародёров и расхитителей.

Чуфут-Кале

Его усадьба — типичная постройка XVII века: двухэтажное строение с большой террасой и выходящими во двор окнами.

Чуфут-Кале

Старые городские улицы давно заросли травой.

Чуфут-Кале

Лишь центральная, ведущая через весь город от южных ворот к восточным, отлично сохранилась до наших дней. На ней — глубокие колеи, продавленные телегами за много веков.

Чуфут-Кале

Вдалеке видны ворота Биюк-Капу. Когда-то здесь находился главный вход в город.

Чуфут-Кале

За Восточной стеной расположена большая поляна, на которую можно подняться на внедорожниках.

Ворота Биюк-Капу оказались заперты, так что нам пришлось возвращаться через всё плато обратно, чтобы покинуть территорию Чуфут-Кале через южные ворота и дойти до восточных ворот в обход крепости.

Чуфут-Кале

Вдоль подножия плато виляет узкая «козья тропа». Она ведёт от Кучук-Капу к Биюк-Капу минуя территорию города.

Чуфут-КалеЧуфут-Кале

Примерно посередине пути темнеет водосборная пещера, в которую когда-то был прорублен колодец с верхнего плато. Вероятно, что в прошлом её резервуар был закрытым, но потом его внешняя стена обвалилась. Сейчас в пещере сухо.

Чуфут-Кале

Так выглядит Восточная стена с внешней стороны. Когда-то около неё шумел городской рынок.

Чуфут-Кале

От Восточной стены вниз в долину Марьям-Дере ведёт старая дорога, тот самый второй путь по которому раньше можно было попасть в Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Можно представить, с каким трудом приходилось доставлять товары в город в прошлом.

Чуфут-Кале

Крутой поворот уводит продавленную телегами колею в сторону Бахчисарая. Здесь находится сложенная из известняковых блоков старинная стена. За прикрытой лесными ветвями аркой открывается поражающее своими размерами необозримое море древних надгробий. Это — кладбище караимов, город мёртвых, за века вросший в землю и покрывшийся сказочными зелёными мхами.

В XIX веке за этой долиной закрепилось название Иосфатовой. Оно — из Ветхого Завета: считается, что в конце времён туда придёт Мессия, и именно оттуда начнётся воскресение мёртвых. Иосфатову долину обычно ассоциируют с Кедронской в Иерусалиме, хотя точного указания где она находится — в Священном Писании нет.

Чуфут-Кале

Растущая на территории кладбища дубовая роща имеет и более древнее название — Балта-Теймез (в переводе с крымскотатарского — «Топор не коснётся»). Эти деревья издавна считались священными, и рубить их было строжайше запрещено. Согласно древнему караимскому поверью, передававшемуся некогда из уст в уста от старейшин к младшему поколению, во время любых невзгод — болезней, засух, неудач — главы городских семей могли прийти в рощу и обратиться к растущим в них дубам с просьбами о помощи.

Чуфут-Кале

Всего на территории караимского кладбища — около семи тысяч захоронений. Самые древние из них появились в 1340-х годах (хотя встречаются мнения, что погребения в долине Балта-Теймез производились и раньше). Как бы там ни было, в XIX веке статус этого некрополя был настолько высок, что некоторые караимы привозили сюда хоронить своих умерших родственников даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

Чуфут-КалеЧуфут-Кале

Большая часть караимских надгробий выполнена из известняка, добытого в окрестностях Чуфут-Кале, однако некоторые из могил украшены базальтом и мрамором.

Чуфут-Кале

Все захоронения ориентированы с севера на юг. Это связано с представлениями о расположении Иерусалима: согласно караимской традиции, восставшие из мёртвых после прихода Мессии и Страшного суда караимы должны были первым делом увидеть Священный город. Поэтому покойников было принято укладывать ногами на юг, а головой — на север.

Чуфут-Кале

При этом погребальные надписи на надгробиях, как правило, выполнялись с северной стороны. Кроме дат жизни здесь выбиты цитаты из Ветхого Завета. Почти все они выполнены на библейском иврите.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Караимское кладбище около Чуфут-Кале — определённо самое неожиданное и атмосферное место Крыма. Изъездив полуостров вдоль и поперёк, я был уверен, что меня здесь уже вряд ли чем-то можно удивить. Но это место смогло в очередной раз сломать все мои прежние представления о Крыме.

Видно, что некрополь этот — очень древний. Он — словно призрачный кадр из «Властелина колец», компьютерная декорация на тему фэнтези. Но это место — реальное, безветренное и безмолвное, печальное, но в то же время очень-очень доброе. Гулять под его священными дубами можно бесконечно долго: рассматривать старые надгробия, представлять, что за каждым из них когда-то стояла человеческая жизнь...

Теперь же здесь — лишь покой, немую тишину которого нарушает только еле слышный шелест пожелтевших дубовых листьев, будто души безвременно ушедших жителей Кырк-Ера тихо-тихо переговариваются о чём-то между собой...

Чуфут-КалеЧуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-КалеЧуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

Древние тайны долины Марьям-Дере остаются позади. Старая каменистая дорога выводит нас обратно к по-восточному шумному, и даже в ноябре переполненному туристами и христианскими паломниками Бахчисараю...

Чуфут-Кале

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «И снова Крым»

26 октября — 12 ноября 2020

16. Чуфут-Кале — первая столица Крымского ханства или Самое атмосферное место Крыма

Благодарности

Golden Family ResortVilla DeepTownГостевой дом «Славия»

Обсуждение статьи

Уже оставлено 8 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

8 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дарья Попова-Корда

Удивительная атмосфера в этом месте!

Victor

лучший репортаж про Крым

Анна

Отлично, очень люблю старинные кладбища, спасибо, раз7 была в Крыму в этом месте не доводилось, вот и составляется маленький план для путешествия с друзьями на машине.

Снежана

Отличные фотографии! Передают дух тех мест. А вообще, Крым — это красотище! Спасибо автору.

Снежана

Поразительно, но Ваши фотографии передают дух места и времени. И наводят на чуть-чуть грустные мысли (это про древние кладбища). Увы, всё бренно! Еще раз спасибо!

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
8
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x