Я люблю горы! Для меня, жителя равнинного Санкт-Петербурга, даже небольшой пригорок типа Кирхгофа — уже счастье. А при виде настоящих гор, пусть даже таких небольших как Крымские, — мои чувства сродни оргазму.
Типичный признак Крымских гор — обширные яйлы: плоские безлесые равнины, в прошлом использовавшиеся крымскими татарами для летнего выпаса скота. Самая известная яйла в Крыму — Ай-Петринская. Своим названием она обязана вершине Ай-Петри, которая видна из любой точки Ялты. С побережья наверх можно добраться разными способами — пешком, в кабинке канатной дороги или самым интересным путём — на автомобиле!
Высота Ай-Петри над уровнем моря — 1234 метра.
Из центра Ялты до вершины горы — чуть менее 30 километров по живописной горной дороге, которую во время зимних снегопадов периодически закрывают. Внизу, у поворота с Южнобережского шоссе, установлен специальный знак, на который крымские дорожные службы вешают актуальную табличку «дорога закрыта» или «дорога открыта». Осенью, когда до снегопадов ещё далеко, заморачиваться никто не хочет: установлена табличка «дорога закрыта», при этом никаких ограничений нет — едь не хочу.
Асфальт петляет по живописнейшему осеннему лесу. Вдоль края стоят аккуратные советские бетонные столбики — один из приятнейших элементов навсегда ушедшей эпохи.
Через пять километров после поворота с шоссе — небольшая парковка с сувенирными лавками и кафе. В трёхстах метрах от неё находится девяностовосьмиметровый водопад Учан-Су (в переводе с крымскотатарского — «Летящая вода») — самый известный из водопадов Крыма. Говорят, что он красив весной, когда в горах тают снега; осенью воды в нём нет.
Рядом с Учан-Су орудуют самые наглые торгаши в Крыму. Ещё на водопад круглый год возят экскурсии со всего побережья, в том числе когда он пересыхает. Экскурсанты недовольны, гиды разводят руками: без лоха — жизнь плоха.
Дорога, ведущая к вершине Ай-Петри, называется Бахчисарайским шоссе. Оно соединяет Ялту с Бахчисараем по кратчайшему пути — через Крымские горы. Этот старый торговый путь отмечен ещё на картах начала XIX века, хотя строительство регулярной дороги по этому маршруту началось лишь в 1865 году.
Мы поднимаемся всё выше и выше. Лес заканчивается. Температура падает до нуля.
Бахчисарайское шоссе периодически попадает в списки опаснейших дорог в мире.
Я же, не сомневаясь, готов включить его и в списки красивейших.
На краю плато Ай-Петри ютится посёлок Охотничье. Фактически он представляет из себя квартал сомнительного вида харчевен. Ассортимент во всех одинаковый: шурпа, лагман, манты, шашлык; три чайника чая — бесплатно; бутылка дряного крымского вина — в подарок. На каждой второй харчевне — надпись «халяль». Из под крыш выплывают клубы дыма, зазывалы наперебой приглашают в свои заведения выпить хотя бы чаю. Со стороны всё это очень похоже на среднеазиатский горный аул.
Охотничье — место историческое. Первые корчмы появились здесь ещё в конце XIX века, сразу после открытия дороги.
Значительная часть посёлка — какие-то нелегальные самострои. Ряд из них — заброшен.
Некоторые дома ютятся на самом краю обрыва. С одной стороны — красиво; с другой — боюсь представить, в какие тартарары все они улетят, если вдруг Крымские горы немного тряханёт. Землетрясения здесь — не редкость.
С установленных скамеек открывается шикарный вид на старый ржавый забор. Вокруг — удивительная чистота.
На импровизированных пепельницах из стеклянных банков — надписи фломастером «для людей не пидаров».
Внизу виднеется Ялта.
С другой стороны — вершина Ай-Петри. Туда и отправимся.
Парковка у вершины — платная. Чеки и квитанции не предусмотрены ни при каких условиях: не хочешь платить — вали.
От парковки до вершины — четыреста метров.
В начале тропы — стихийный рынок. Здесь торгуют дерьмовым вареньем. Я купился на заверения продавца «вкусно, мамой клянусь» и купил пять банок. По возвращении домой все их пришлось выкинуть — есть эту дрянь оказалось невозможно.
Карабкаемся наверх.
Сначала — через густой лес, потом — по каменистому склону. Здесь растут уникальные деревья: 1200-летний ягодный тис и 250-летний клён Стевена — эндемик, включенный в список редких и исчезающих видов. Дурным курортникам — всё одно: надо залезть, сфотографироваться.
Вершина Ай-Петри соединена с побережьем канатной дорогой. Путь на ней занимает всего пятнадцать минут. Зимой, когда шоссе закрыто, это — единственное средство сообщения горных посёлков с внешним миром: по канатной дороге наверх доставляют продукты и другие товары.
Строительство канатной дороги продолжалось более двадцать лет. Её открыли в 1988 году.
Ай-Петри — самая ветреная и туманная точка Крыма.
Пользуясь случаем, передаю привет Косте и Лене из Павлограда, побывавшим здесь в сентябре 2019 года и решившим увековечить себя на местных камнях. Хорошо, что вся эта дебильная наскальная живопись ежегодно смывается зимними снегами.
Знаменитые Зубцы — символ Ай-Петри. Высота самого высокого из них — чуть менее восьмидесяти метров. Зубцы — древний коралловый риф, много-много миллионов лет назад они находились под водой.
С коптера Зубцы чем-то похожи на снежных истуканов из национального парка «Коли».
Название Ай-Петри — греческое, в переводе — Святой Пётр.
Существует древняя легенда:
Давным-давно на вершине горы в зубчатой исполинской короне из скал поселился царь ветров. Его ветры несли много бед людям — гасили огни в кострах и разрушали их жилища. Один из людей — Пётр — решил покорить ветер и отправился на встречу с царём. Залез он на высокую скалу и молвил:
— Царь ветров, отныне ты будешь служить человеку и работать на него!
Разъярился царь ветров и дунул изо всех сил, пытаясь скинуть наглеца со скалы. Пётр не растерялся и выхватил из-за пазухи высушенный бычий пузырь, поднял его над головой и взмыл в небо. Царь перестал дуть, надеясь, что тогда безумец упадёт на скалы и разобьётся. Но Пётр лишь плавно спланировал в море. Тогда царь наслал страшную бурю, дабы утопить героя в морской пучине. Пётр и здесь не растерялся — залез на бревно и, вскинув бычий пузырь над головой словно парус, добрался до берега.
Увидели люди, наблюдавшие за поединком, что ветер можно покорить: стали возводить на побережье ветряные мельницы, а на лодки ставить паруса. С тех пор ветер стал союзником людей, а гору назвали в честь Петра.
В прошлом вершина Ай-Петри считалась священной. Здесь стояла церковь Святого Петра. К ней было принято совершать паломничество.
Вид вниз: Ялта и Аю-Даг.
Вид в другую сторону: Алупка.
В 1950-х годах на плато Ай-Петри был сооружён комплекс радаров, наблюдавших за воздушным и космическим пространством. В советские времена объект считался стратегическим и подчинялся напрямую Москве. В наши дни комплекс продолжает функционировать в составе ВКС РФ.
Шоссе убегает дальше в сторону Бахчисарая. До 1980-х годов здесь ходили автобусы, соединявшие Ялту с Бахчисараем. Этот автобусный маршрут считался одним из самых живописных во всём СССР.
Вскоре начинается спуск с плато. По этой дороге кроме местных никто не ездит, хотя как раз эта часть является наиболее живописной.
Именно этот отрезок Бахчисарайского шоссе, на мой взгляд, — самая красивая дорога Крыма.
За сим на сегодня всё.
Не переключайтесь!
Продолжение: Мангуп — последний осколок Византийской империи