Крым в межсезонье|26 октября — 7 ноября 2019

Ай-Петри и Бахчисарайское шоссе, самое красивое в Крыму

Опубликовано: 11 апреля 2020
Где это находится?Где это находится?

Я люблю горы! Для меня, жителя равнинного Санкт-Петербурга, даже небольшой пригорок типа Кирхгофа — уже счастье. А при виде настоящих гор, пусть даже таких небольших как Крымские, — мои чувства сродни оргазму.

Типичный признак Крымских гор — обширные яйлы: плоские безлесые равнины, в прошлом использовавшиеся крымскими татарами для летнего выпаса скота. Самая известная яйла в Крыму — Ай-Петринская. Своим названием она обязана вершине Ай-Петри, которая видна из любой точки Ялты. С побережья наверх можно добраться разными способами — пешком, в кабинке канатной дороги или самым интересным путём — на автомобиле!

Высота Ай-Петри над уровнем моря — 1234 метра.

Из центра Ялты до вершины горы — чуть менее 30 километров по живописной горной дороге, которую во время зимних снегопадов периодически закрывают. Внизу, у поворота с Южнобережского шоссе, установлен специальный знак, на который крымские дорожные службы вешают актуальную табличку «дорога закрыта» или «дорога открыта». Осенью, когда до снегопадов ещё далеко, заморачиваться никто не хочет: установлена табличка «дорога закрыта», при этом никаких ограничений нет — едь не хочу.

Ай-ПетриАй-Петри

Асфальт петляет по живописнейшему осеннему лесу. Вдоль края стоят аккуратные советские бетонные столбики — один из приятнейших элементов навсегда ушедшей эпохи.

Через пять километров после поворота с шоссе — небольшая парковка с сувенирными лавками и кафе. В трёхстах метрах от неё находится девяностовосьмиметровый водопад Учан-Су (в переводе с крымскотатарского — «Летящая вода») — самый известный из водопадов Крыма. Говорят, что он красив весной, когда в горах тают снега; осенью воды в нём нет.

Рядом с Учан-Су орудуют самые наглые торгаши в Крыму. Ещё на водопад круглый год возят экскурсии со всего побережья, в том числе когда он пересыхает. Экскурсанты недовольны, гиды разводят руками: без лоха — жизнь плоха.

Ай-Петри

Дорога, ведущая к вершине Ай-Петри, называется Бахчисарайским шоссе. Оно соединяет Ялту с Бахчисараем по кратчайшему пути — через Крымские горы. Этот старый торговый путь отмечен ещё на картах начала XIX века, хотя строительство регулярной дороги по этому маршруту началось лишь в 1865 году.

Ай-Петри

Мы поднимаемся всё выше и выше. Лес заканчивается. Температура падает до нуля.

Ай-Петри

Бахчисарайское шоссе периодически попадает в списки опаснейших дорог в мире.

Ай-Петри

Я же, не сомневаясь, готов включить его и в списки красивейших.

Ай-Петри

На краю плато Ай-Петри ютится посёлок Охотничье. Фактически он представляет из себя квартал сомнительного вида харчевен. Ассортимент во всех одинаковый: шурпа, лагман, манты, шашлык; три чайника чая — бесплатно; бутылка дряного крымского вина — в подарок. На каждой второй харчевне — надпись «халяль». Из под крыш выплывают клубы дыма, зазывалы наперебой приглашают в свои заведения выпить хотя бы чаю. Со стороны всё это очень похоже на среднеазиатский горный аул.

Охотничье — место историческое. Первые корчмы появились здесь ещё в конце XIX века, сразу после открытия дороги.

Ай-Петри

Значительная часть посёлка — какие-то нелегальные самострои. Ряд из них — заброшен.

Ай-Петри

Некоторые дома ютятся на самом краю обрыва. С одной стороны — красиво; с другой — боюсь представить, в какие тартарары все они улетят, если вдруг Крымские горы немного тряханёт. Землетрясения здесь — не редкость.

С установленных скамеек открывается шикарный вид на старый ржавый забор. Вокруг — удивительная чистота.

Ай-Петри

На импровизированных пепельницах из стеклянных банков — надписи фломастером «для людей не пидаров».

Ай-Петри

Внизу виднеется Ялта.

Ай-Петри

С другой стороны — вершина Ай-Петри. Туда и отправимся.

Ай-Петри

Парковка у вершины — платная. Чеки и квитанции не предусмотрены ни при каких условиях: не хочешь платить — вали.

Ай-Петри

От парковки до вершины — четыреста метров.

В начале тропы — стихийный рынок. Здесь торгуют дерьмовым вареньем. Я купился на заверения продавца «вкусно, мамой клянусь» и купил пять банок. По возвращении домой все их пришлось выкинуть — есть эту дрянь оказалось невозможно.

Ай-Петри

Карабкаемся наверх.

Ай-Петри

Сначала — через густой лес, потом — по каменистому склону. Здесь растут уникальные деревья: 1200-летний ягодный тис и 250-летний клён Стевена — эндемик, включенный в список редких и исчезающих видов. Дурным курортникам — всё одно: надо залезть, сфотографироваться.

Ай-ПетриАй-Петри

Вершина Ай-Петри соединена с побережьем канатной дорогой. Путь на ней занимает всего пятнадцать минут. Зимой, когда шоссе закрыто, это — единственное средство сообщения горных посёлков с внешним миром: по канатной дороге наверх доставляют продукты и другие товары.

Ай-Петри

Строительство канатной дороги продолжалось более двадцать лет. Её открыли в 1988 году.

Ай-Петри

 

Ай-Петри — самая ветреная и туманная точка Крыма.

Ай-Петри

Пользуясь случаем, передаю привет Косте и Лене из Павлограда, побывавшим здесь в сентябре 2019 года и решившим увековечить себя на местных камнях. Хорошо, что вся эта дебильная наскальная живопись ежегодно смывается зимними снегами.

Ай-Петри

Знаменитые Зубцы — символ Ай-Петри. Высота самого высокого из них — чуть менее восьмидесяти метров. Зубцы — древний коралловый риф, много-много миллионов лет назад они находились под водой.

Ай-Петри

С коптера Зубцы чем-то похожи на снежных истуканов из национального парка «Коли».

Ай-Петри

Название Ай-Петри — греческое, в переводе — Святой Пётр.

Существует древняя легенда:

Давным-давно на вершине горы в зубчатой исполинской короне из скал поселился царь ветров. Его ветры несли много бед людям — гасили огни в кострах и разрушали их жилища. Один из людей — Пётр — решил покорить ветер и отправился на встречу с царём. Залез он на высокую скалу и молвил:

— Царь ветров, отныне ты будешь служить человеку и работать на него!

Разъярился царь ветров и дунул изо всех сил, пытаясь скинуть наглеца со скалы. Пётр не растерялся и выхватил из-за пазухи высушенный бычий пузырь, поднял его над головой и взмыл в небо. Царь перестал дуть, надеясь, что тогда безумец упадёт на скалы и разобьётся. Но Пётр лишь плавно спланировал в море. Тогда царь наслал страшную бурю, дабы утопить героя в морской пучине. Пётр и здесь не растерялся — залез на бревно и, вскинув бычий пузырь над головой словно парус, добрался до берега.

Увидели люди, наблюдавшие за поединком, что ветер можно покорить: стали возводить на побережье ветряные мельницы, а на лодки ставить паруса. С тех пор ветер стал союзником людей, а гору назвали в честь Петра.

В прошлом вершина Ай-Петри считалась священной. Здесь стояла церковь Святого Петра. К ней было принято совершать паломничество.

Ай-Петри

Вид вниз: Ялта и Аю-Даг.

Ай-Петри

Вид в другую сторону: Алупка.

Ай-Петри

В 1950-х годах на плато Ай-Петри был сооружён комплекс радаров, наблюдавших за воздушным и космическим пространством. В советские времена объект считался стратегическим и подчинялся напрямую Москве. В наши дни комплекс продолжает функционировать в составе ВКС РФ.

Ай-Петри

Шоссе убегает дальше в сторону Бахчисарая. До 1980-х годов здесь ходили автобусы, соединявшие Ялту с Бахчисараем. Этот автобусный маршрут считался одним из самых живописных во всём СССР.

Ай-Петри

Вскоре начинается спуск с плато. По этой дороге кроме местных никто не ездит, хотя как раз эта часть является наиболее живописной.

Ай-Петри

Именно этот отрезок Бахчисарайского шоссе, на мой взгляд, — самая красивая дорога Крыма.

Ай-Петри

Ай-Петри

Ай-Петри

Ай-Петри

Ай-Петри

За сим на сегодня всё.

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Крым в межсезонье»

26 октября — 7 ноября 2019

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Комментариев пока нет, начните обсуждение!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x