27 марта 1968 года рядом со столицей Кипра Никосией был открыт новый международный аэропорт. Планировалось всё с большим размахом, половину стоимости оплатила Великобритания. В те времена аэропорт считался одним из лучших в мире — строился он специально для знаменитостей и бизнесменов, любивших отдыхать в находящейся в 70 километрах отсюда Вароше. Тогда этот город считался лучшим курортом на всём Средиземном море. После торжественного открытия аэропорта прошло всего 6 лет. В июле 1974 года для защиты интересов турко-киприотов на Кипре высадился тридцатитысячный корпус турецких войск. Начался военный конфликт, закончившийся разделом острова на две части. Вароша стала городом-призраком. Аэропорт был закрыт. С тех пор он безмолвным призраком стоит посреди равнины Месаории, укоризненно глядя своими выбитыми глазницами на редких посетителей. В наши дни аэропорт находится в Буферной зоне, разделяющей греческую и турецкую части Кипра. Это — единственная территория в мире, находящаяся в юрисдикции войск ООН. На территории аэропорта расположена штаб-квартира миссии ООН на Кипре, поэтому его посещение почти не возможно. Почти...
По Буферной зоне мы перемещались на военном пикапе ООН, очень интересный опыт.
Выжженый солнцем перрон.
Вот уже 35 лет он потихоньку зарастает травой, скучая по навсегда исчезнувшим с его поверхности железнокрылым птицам.
В рамках программы возвращения Буферной зоны к мирной жизни на территорию аэропорта иногда пускают местных жителей, которые играют на огромном поле в гольф. Невероятное по своей сюрреалистичности зрелище.
Диспетчерская.
Вдалеке — прямоугольное здание пассажирского терминала.
Оно было рассчитано на приём 800 пассажиров и обслуживание 11 самолётов.
Вид со стороны парковки.
Вид со стороны взлётно-посадочной полосы.
Внутренние помещения терминала постепенно впадают в забвение.
А ведь когда-то этот терминал легко бил своим уровнем большинство мировых аэропортов.
Уникальная реклама, сохранившаяся нетронутой с тех лет.
Вот, например, приглашение в ту самую Варошу.
Зал ожидания. Всё засрано толстым слоем птичьего дерьма.
Зона паспортного контроля.
Отдельные окошки для граждан Кипра.
Dute Free Shop. Я почему-то думал, что это более позднее изобретение капитализма. В реальности, первый магазин дьюти-фри был открыт в Ирландии в 1947 году.
Обратите внимание, все надписи только на двух языках — греческом и английском. По-турецки нет ни слова. Это к вопросу об истоках конфликта между турко-киприотами и греко-киприотами.
За прошедшие годы здание аэровокзала пришло в полную негодность. Конечно, человек приложил к этому свою руку — здесь успели похозяйничать сначала турецкие войска, потом британские, а в довершение — и солдаты миссии ООН.
Ладно, пора к выходу.
Ангар.
Рядом с ним — один из самолётов Cyprus Airways.
Это — Hawker Siddeley HS 121 Trident производства Великобритании. Передовой, к слову, был когда-то лайнер — к примеру, это первый самолёт, который был способен совершить полностью автоматическую посадку.
Во время атаки турецких войск ему прострелили лобовое стекло, поэтому улететь он так и не смог.
Позже пришли британцы, которые забрали с самолёта всё что можно было открутить.
На окраине аэропорта лежит севший когда-то на брюхо Avro Shackleton MR.3, бомбардировщик Королевских ВВС Великобритании.
Там, вокруг такая тишина, что вовек не снилась нам...
Последний взгляд на аэропорт. За ним в дымке прячутся Киренийские горы.
Напоследок, выражаю огромную благодарность пресс-службе UNFICYP за организацию посещения.
Не переключайтесь!
Продолжение: Республика Кипр: пафосный берег
Снимки аэропорта-призрака — Ваша большая и редкая фотоудача. Лично на меня они произвели неизгладимое впечатление. А кто ( или что) сейчас мешает навести в этой зоне порядок и восстановить аэропорт? Неужели он никому больше не нужен?
Сколько знакомых моих отдыхали на Кипре и никто из них ничего не рассказывал мне про эту кошмарную страницу из жизни острова!
На самом деле там очень запутанная и сложная политическая ситуация. Ведь недаром до сих пор существует Буферная зона. А из источника в турецкой армии есть информация, что и Вароша тоже в обозримом будущем будет полностью передана под контроль ООН. Так что рассчитывать на завершение конфликта в ближайшем будущем не приходится. Да и, я думаю, что столько после стольких лет забвения аэропорт восстановлению уже не подлежит.
Что касается туристов — то 99% ограничивается курортами Республики Кипр и близлежащими достопримечательностями, которые, мягко говоря, меркнут по сравнению с тем, что есть на Северном Кипре. Ну а на Северный Кипр многие ехать боятся — мол опасно. А на самом деле — уж точно не опаснее чем вечером в спальных районах Питера гулять.
Я живу на Кипре 20 лет объездил вдоль и поперёк.это не северный Кипр а оккупированная турками земля.и там всё отсталое пляжи не обустроены.это окупированая территория меркнет
По данным 2019 г. наиболее опасная зона для посещений с 20.00 и до утра следующего дня — Центр Никосии, куда завезли африканских арабов для выполнения функций «таджиков» — черной работы, строек, уборок и т.д. Существуют целые агентства по «найму» такого «персонала». Что они по вечерам вытворяют последние 3-5 лет — не в сказке сказать... 90-е в России отдыхают просто.
Ах, оставьте... аэропорт Никосии — просто очередные исторические руины для туристов. Но репортаж очень достойный, респект автору!
В Вароше давным-давно обосновались турки и ООН-овцы. Там их заповедная база отдыха... Эксклюзив для «избранных».
Я был на Северном Кипре в 2012 году. Семь лет прошло и сейчас, возможно, ситуация с безопасностью изменилась. Хотя я в этом сомневаюсь: у меня друзья туда периодически наведываются — говорят, что везде спокойно и безопасно.
Отвисла челюсть на этом фоторепортаже. Супер!
Приятно слышать! Зашёл к вам на сайт, у вас шикарные горные фотографии из Турции. Вроде бы и солнце дневное, и в горах высоко — а цвета и тени все очень мягкие. У меня так пока, к сожалению, не получается.
Спасибо, приятно узнать такое мнение, тем более, от вас :)
Хотелось бы побольше ездить по странам и набираться опыта, но пока, увы, не удается. Завидую белой завистью вашему графику поездок :) Поделитесь секретом, как у вас получается? Вы журналист?
Нет, я не журналист. Ну а все мои поездки чаще всего укладываются в положенные законом 28 отпускных дней. Ну или почти укладываются. =)
Когда-нибудь придёт время и я подробно расскажу про то, чем я занимаюсь.
Владимир, подскажите, в этот аэропорт простому человеку совсем не попасть? Видела в ЖЖ фотоотчеты из этого аэропорта и создалось впечатление, что люди просто присваивают себе чужие путешествия)) Увидев Ваш репортаж оттуда, поняла что не ошиблась. Как я понимаю, аэропорт не принадлежит ни Кипру, ни Турции, так как можно туда попасть? Заранее спасибо за ответ!
Аэропорт находится в буферной зоне, которая контролируется ООН. При очень большом желании попасть туда вполне реально. В конце моего фотоотчёта есть ссылка на сайт миротворческой миссии ООН на Кипре — нужно связаться с их пресс-службой и попросить провести экскурсию. Именно так я туда и попал.
К слову, аэропорт — единственная часть Буферной зоны ООН на Кипре, куда можно попасть относительно легально. Хотя при некотором отсутствии инстинкта самосохранения можно попробовать исследовать и другие участки буферной зоны, но нужно понимать, что их посещение может привести к фатальным последствиям.
Слушайте, какой славный отчет и место-то какое редкое!
Я так понимаю, что с пресс-службой можно связываться только по телефону, никаких писем ничего такого, да?
Я связывался с ними по электронной почте, но, конечно, по телефону — надёжнее.
Простите за беспокойство и настойчивость. Я на их сайте так эл.почты и не нашла, а мы будем пешими туристами как раз на стороне Северного Кипра и хотелось бы попытаться попасть на такой интересный объект. Не поделитесь ли электронкой?
Я договаривался через их пресс-службу. Их e-mail можно найти у них на сайте в разделе новостей.