Наступил последний день нашего пребывания на Кипре. Самолёт у нас был после обеда, поэтому, встав пораньше, мы поехали обратно в Пафос довыполнять неудавшуюся вчера программу. Солнце, заметив что мы вернулись с Северного Кипра, тут же спряталось под толстым слоем облаков, опять окрасив море и окружающие нас пейзажи в приглушённые тона. Чтобы окончательно испортить нам финальное впечатление от Кипра, завязался сильный ветер. Около часа по автобану, и мы были на месте. Посещение археологической зоны в тот день почему-то было бесплатным. Как-то слишком эмоционально обрадовавшись нескольким сэкономленным евро, мы, кутаясь на ветру в тёплые куртки, побрели гулять по античным улицам...
Про историю Пафоса я уже рассказывал. Добавить здесь особо нечего. Будучи столицей Кипра, Пафос был самым богатым городом острова. Соответственно и жителями города были самые знатные особы, часто королевских кровей. Возможно именно по этой причине и появилось современное значение слова «пафосный», хотя в былые времена смысл этого слова был совершенно другим.
Что касается архитектуры, то после Куриона и Саламиса Пафос уже совершенно не впечатляет — по сути всё то же самое.
Античная дорога.
Античная улица.
Античные мозаики.
Update. как подсказали читатели, на фреске — схватка греческого героя Тесея с Минотавром; слева от Тесея — его возлюбленная Ариадна, дочь критского царя Миноса.
Античные дома.
Точнее то, что от них осталось.
Античный амфитеатр и обязательная для полиса агора — торговая площадь.
А это уже средневековье — дворец Сорока колонн. Был построен в 1200 году Лузиньянами на руинах более старого византийского форта.
А уже через 23 года произошло сильное землетрясение, которое его разрушило. С тех пор он так и стоит в руинах.
Вот вроде бы и весь древний Пафос, во всяком случае именно этим ограничивается большинство туристов.
Но, как всегда, если копнуть поглубже — можно отрыть настоящие сокровища.
Недалеко от археологической зоны расположен огромный некрополь, называющийся «Гробницами королей». Гиды обязательно расскажут, что никаких королей в те времена тут не было и в помине, а все гробницы принадлежали богатым и влиятельным жителям города. Отчасти они правы, Кипр тогда, конечно же, не был королевством. Да и ни одной королевской гробницы до сих пор в некрополе не было обнаружено. Но, с другой стороны, раз Пафос был столицей — то здесь должны были сидеть какие-нибудь местные управляющие. В общем, гипотеза про захоронения кипрских правителей того времени всё-таки имеет под собой почву. Да, напомню, речь идёт про эллинистическую и древнеримскую эпохи — то есть про период с III века до нашей эры по III век нашей эры.
Погребальный комплекс огромен, здесь находятся захоронения около сотни человек.
Конечно, до египетской Долины царей этот некрополь не дотягивает. Но, если смотреть только в европейских масштабах, — впечатляет. Думаю, что как раз это место можно смело назвать самой интересной достопримечательностью Республики Кипр. Всё остальное из увиденного нами на южной части острова явно меркнет на его фоне.
Гробницы вырезаны прямо в породе и представляют собой большие помещения, своей архитектурой напоминающие древние храмы.
Непосредственно внутри находятся погребальные камеры.
К сегодняшнему дню раскопано восемь гробниц.
Хоронили местных аристократов действительно по-королевски.
Мало того, что сами по себе гробницы выглядят очень внушительно.
Многие из них ещё и украшены фигурной резьбой.
Ну а самые крупные гробницы, находящиеся в центре некрополя и приходящиеся на времена наивысшего величия Пафоса, не уступают ни размерами ни величием городским домам аристократов.
Более старые из них — с прямоугольными колоннами.
Более поздние — настоящие дворцы: атриум, дорические колонны и несколько залов для погребения.
Раньше все гробницы были покрыты штукатуркой, а внутренние стены украшены фресками.
Погребение производилось вместе с домашней утварью и украшениями — умерший должен был войти в загробный мир в окружении привычных для него вещей. Культ загробной жизни Пафоса был очень тесно связан с традициями Древнего Египта.
Одна из гробниц имеет большой прямоугольный каменный блок в центре атриума.
Здесь археологами было найдено 18 захоронений, три из которых сохранились неразграбленными вплоть до наших дней.
Оказалось, что в Пафосе, как и в Египте, места в гробницах занимались в соответствии с положением умершего в обществе.
Величие Пафоса закончилось после очередного землетрясения IV века, капитально разрушившего практически все кипрские города. Незадолго до этого прекратились и захоронения в некрополе.
Позже многие гробницы были разграблены, а в их тёмных камерах нашли убежище первые христиане.
Не переключайтесь!
Продолжение: Республика Кипр: Хирокития и Лефкара
Поскольку я ещё не видела Саламиса и Куриона, то на меня Ваши пафосные фотографии произвели сильное впечатление. Очень Вам за них признательна. Понравилась и античная дорога (вижу такую впервые), и античная улица и, конечно, некрополь.
Вот только мне не понятно, почему Вы античные мозаики обозвали фресками. На снимке чётко просматриваются кубики смальты. Под таким полящим солнцем фреска ( темперная живопись по сухой штукатурке) не продержалась бы и несколько месяцев, не говоря уж о годах.
Спасибо, конечно же это мозаики! Ранним утром в понедельник можно и ошибиться спросонья =)
Владимир, ещё раз внимательно посмотрела Ваш снимок с подписью: «Античные мозаики» и по греческим надписям догадалась, о чём тут речь. Так что, если есть желание, то можете в свою аннотацию добавить название сюжета мозаики — Схватка Тесея с Минотавром. Слева от Тесея (или Тезея) — его возлюбленная Ариадна, дочь критского царя Миноса. Мозаика посвящена важнейшему подвигу Тесея — уничтожению на острове Крит чудовища Минотавра.
Спасибо, дополнил.
Неужели во всём некрополе это единственные древнегреческие или латинские надписи?Шрифт не разглядел!