Вильнюс — столица Литвы. В прошлом этот город был сердцем Великого княжества Литовского. Потом, после возникновения Люблинской унии, — одним из важнейших центров Речи Посполитой. С 1795 по 1918 годы он находился в составе Российской Империи. Вильнюс наших дней — одна из трёх прибалтийских столиц, невероятно преобразившаяся за последние десятилетия, такая близкая к нам в географическом плане, и бесконечно далёкая в идеологическом.
На белорусско-литовской границе творится бардак. Некоторые литовцы возят из Белоруссии строительные материалы, причём, судя по количеству встреченных нами «предпринимателей», эта деятельность носит массовый и явно коммерческий характер: кому погранпереход, а кому — мать родна. Чтобы сократить время ожидания — они постоянно пропускают друг друга, нагло объезжая приграничную очередь по обочине, перецепляя от машины к машине гружёные прицепы, и устраивая потасовки с теми, кто делает им замечания. Це просвещённая Европа, не иначе.
Литва, оставившая след в истории XX века как первая советская республика, объявившая о выходе из СССР, сегодня — один из мировых лидеров по сокращению населения. Внутренних проблем здесь — пруд пруди, однако литовцы что ни день кивают на Россию, критикуя нашу политику, обвиняя нас во всех своих неудачах, и заодно, пытаясь научить нас уму-разуму.
До этого я был в Вильнюсе в 2011 году. За прошедшее время город сильно изменился, так что, кажется, в прошлый раз я был в каком-то другом городе. Ранее обшарпанный, с граффити на центральных улицах, небогатый, но очень милый, Вильнюс сегодняшнего дня — типичная европейская столица второго эшелона, с отреставрированными домами и чистыми улицами, опрятная, но очень скучная.
Обёртка у неё новая, но суть — всё та же: историю не сотрёшь. И литовская столица встречает своих гостей старыми советскими ЗИЛами.
Куда ведёт коренной виленец (Андрей Шрайб, привет!) гостей из России в первую очередь? Конечно, к бывшему зданию КГБ.
Сейчас в нём расположен музей оккупаций, рассказывающий про периоды, когда Литва была в составе СССР и Третьего рейха. Такие музеи очень популярны в странах бывшего Восточного блока. Первый, насколько мне известно, появился в 1993 году в Риге, следующий — в Таллине, и теперь иметь подобную русофобскую экспозицию считает хорошим тоном каждая столица, некогда находившаяся под влиянием СССР. Смысл везде один — советский социализм приравнивается к фашизму, при этом внимание заостряется на недостатках режима, а обо всех его достижениях, таких как, например, подъём промышленности, обычно умалчивается. Такой подход, конечно, однобок и показывает лишь одну наиболее неприглядную сторону медали, причём зачастую в гротескном виде. Хотя, если начистоту, факты, раскрываемые в подобных музеях всё же являются печальной правдой.
Центр Вильнюса состоит из двух частей — более древнего Старого города, застраивавшегося ещё в Средние века, и Нового города, появившегося в XIX веке.
Главная площадь Нового города — Лукишская, получившая своё название от окружающего её исторического района — Лукишки. В прошлом здесь проводились казни и устраивались ярмарки.
Главная транспортная артерия Нового города — проспект Гедимина, названный так в честь легендарного литовского князя, завоевавшего множество русских городов от Витебска до Гродно и считающегося основателем Вильнюса.
Главная площадь Старого города — Кафедральная. Рядом с ней возвышается Замковая гора, на которой, согласно преданию, в XIV веке князь Гедимин, заложил крепость, вокруг которой позднее вырос Вильнюс. На вершине находится оставшаяся от некогда существовавшего там замка башня, ныне являющаяся одним из городских символов.
В центре Кафедральной площади установлен памятник Гедимину. Если смотреть на монумент сбоку, князь похож на дирижёра, руководящего оркестром.
Главная улица Старого города — Пилес, если по-русски — Замковая. В прошлом она соединяла замок на Замковой горе с городской ратушей и далее с воротами, от которых начинался Минский тракт.
Одна из красивейших улиц Вильнюса — тихая, узкая и извилистая Стиклю, если по-русски — Стеклянная. В XVI веке здесь находилась стекольная мануфактура.
Вильнюсские дворики — очень хороши. Потрёпанные они и сегодня хранят какую-то свою особую атмосферу, и в отличие от вылизанных, но бездушных столичных улиц, на которых сразу и не поймёшь в какой стране ты сейчас находишься, — живы и интересны.
В одном из них установлена гранитная скульптура летописца, в память о первых вильнюсских книгопечатниках.
Местами Вильнюс похож на Таллин. Вот, например, — почти таллинский Катарина-Кяйк.
Вильнюс наших дней — уютный и по-хипстерски домашний. Здесь комфортно, как в старых домашних тапочках.
Только котиков для полной гармонии не хватает.
Одно из красивейших зданий Вильнюса — комплекс из двух готических костёлов: Святой Анны слева и Святого Франциска Ассизского справа. Говорят, что в древности на этом месте находилось литовcкое языческое капище.
В интерьере костёла Святого Франциска Ассизского сохранилось одиннадцать алтарей, вырезанных из дерева в XVIII веке в стиле рококо.
Очень тихое и приятное место.
Один из самых неординарных вильнюсских районов — Ужупис, если по-русски — Заречье. В этом богемном квартале, отделённом от Старого города рекой Вильней, живут художники и деятели искусств.
В 1998 году район был провозглашён Республикой Ужупис. Теперь у него есть свои флаг, гимн, конституция, президент, армия из двенадцати человек и послы с консулами более чем в трёхсот городах мира.
Через Вильню из Старого города в Ужупис переброшен Заречный мост. Рядом с ним о чём-то своём грустит русалка.
С Заречного моста открывается вид на православный Пречистенский собор. Это — один из древнейших христианских храмов в Вильнюсе, основанный ещё в середине XIV века. По своей архитектуре он похож на оборонную церковь с башнями-бойницами, каких немало в соседней Белоруссии.
Времена были неспокойные, в случае нападений мирные жители искали защиты в храмах, в надежде что бог их защитит. Срабатывало это редко, и часто церковные своды становились свидетелями страшных кровавых резней. Так оборонительный характер монументальной архитектуры в какой-то момент распространился и на культовое зодчество, став архитектурным феноменом этого региона.
Каменная набережная Вильни у собора украшена картинами местных художников.
Вообще Ужупис — довольно странное место.
Считающийся уголком современного европейского искусства и нередко сравниваемый с парижским Монмартром, этот район больше похож на задний двор какого-нибудь захолустного дома культуры.
Я, конечно, ни черта не понимаю в современных веяниях, но на мой взгляд всё это — какой-то откровеннейший бред, почему-то подаваемый под соусом высокого искусства.
Зато граффити в Ужуписе, по мне, — так очень даже ничего.
Один из «заречных» памятников — «Пальто Вивульского».
Антоний Вивульский — литовский архитектор и скульптор, родившийся, правда, в Тотьме. Самое известное его творение — Три креста, венчающие возвышающийся к востоку от Старого города высокий холм. В 1918 году Антоний Вивульский вступил в один из отрядов самообороны, боровшихся за независимость Литвы с Красной армией. По время патрулирования в Ужуписе зимой 1919 года он отдал своё пальто замерзавшему солдату, после чего сам заболел воспалением лёгких и скоропостижно умер. Нелепая история.
Из интересного, замеченного в Вильнюсе в этот приезд: прекрасные деревянные двери в ресторане «Prie Angelo» на углу с центральной площадью Ужуписа.
И шикарнейшие монументальные скамейки, выпиленные из огромных стволов в парке у Замковой горы.
Не переключайтесь!
Продолжение: Заброшенный парк советских аттракционов в Электренае