Опубликовано: 14 ноября 2014 | 1:34 | Добавить комментарий

Путешествия / Грузия

Закавказская осень /

Грузия. Военно-Грузинская дорога: туда и обратно

Все репортажи из этого путешествия:

1. Закавказская осень. Путешествие начинается в Минске
2. Закавказская осень. Грузия. Тбилиси
3. Закавказская осень. Грузия. Хевсуретия: дороги горного края
4. Закавказская осень. Грузия. Хевсуретия: Шатили, Анатори, Муцо
5. Закавказская осень. Грузия. Военно-Грузинская дорога: туда и обратно
6. Закавказская осень. Грузия. Кутаиси и пещера Прометея
7. Закавказская осень. Грузия. Нижняя Сванетия: добраться до Ушгули
8. Закавказская осень. Грузия. Верхняя Сванетия: Ушгули и все-все-все
9. Закавказская осень. Грузия. Батуми
10. Закавказская осень. Грузия. Крепости Самцхе-Джавахетии
11. Закавказская осень. Армения. Ереван
12. Закавказская осень. Армения. Южные земли
13. Закавказская осень. Нагорный Карабах. Эхо войны
14. Закавказская осень. Нагорный Карабах. Иллюзия мирной жизни
15. Закавказская осень. Армения. Северные земли

Кавказская осень

Военно-Грузинская дорога — исторический тракт, ведущий из России в Грузию. Дорога начинается во Владикавказе, затем пересекает сначала российско-грузинскую границу, а потом — Большой Кавказский хребет, проходит мимо Жинвальского водохранилища и Мцхеты и заканчивается в Тбилиси. Про труднопроходимую тропу, пересекающую в этом месте Кавказские горы, писали ещё античные историки. В средние века этот путь активно использовался торговыми караванами. После вхождения Грузии в состав Российской империи дорога приобрела военно-стратегическое значение. В начале XIX века по ней открылось движение колёсного транспорта. В начале XX века дорога была адаптирована для движения автомобилей. Сегодня это — единственная трасса, связывающая Россию с Грузией, а заодно и с Арменией. Мы проехали по грузинскому отрезку Военно-Грузинской дороги — от Тбилиси до Степанцминды, и обратно. Об этом и будет мой сегодняшний рассказ.

Шёл пятый день нашего путешествия по Кавказу. Мы направлялись на север страны — в посёлок Степанцминда (с 1921 по 2007 год он назывался Казбеги). Так как дорога здесь только одна, то проехали мы по ней два раза: вечером в одну сторону, утром — в обратную. Наш вечерний заезд прошёл без остановок — пока мы выбрались из Хевсуретии, на Грузию уже начали опускаться вечерние сумерки. Потом мы ещё несколько часов потеряли, пытаясь перевалиться через Большой Кавказский хребет, — дорога была частично завалена недавним оползнем, образовавшимся в результате землетрясения, отголоски которого разбудили нас, когда мы были в Тбилиси. В Степанцминду мы въехали около десяти часов вечера. В гостевом доме, где я заранее бронировал комнату, мест для нас не нашлось. Хозяин лишь развёл руками, — что же вы не позвонили и не напомнили, что приедете именно сегодня? Сами виноваты! Правда мы были сразу же переданы из руки в руки его знакомому, так же сдававшему у себя комнаты. Условия у него были хуже, а цены — выше. Ночью был сильный дождь.

В Степанцминду я ехал чтобы посмотреть на гору Казбек. Я очень надеялся, что утром меня встретит вот такой пейзаж, как на старой открытке конца XIX века.

Военно-Грузинская дорога

В реальности картинка оказалась несколько другой — Казбек решил в этот день спрятаться за густыми облаками.

Храм на горе — Троицкая церковь. Под ним — деревня Гергети, расположенная рядом со Степанцминдой.

Военно-Грузинская дорога

Раз уж Казбек от нас спрятался, мы решили подняться на гору — к Троицкой церкви. Дорога наверх — суровый горный серпантин с элементами каменистого триала. Вроде бы и рядом, а ехать — минут сорок.

Военно-Грузинская дорога

Церковь довольно живописна. Поэтому популярность среди туристов — бешеная, с самого утра к храму приезжают бесконечные вереницы туристических микроавтобусов. Погулять в тишине здесь не получится.

Военно-Грузинская дорога

От церкви открывается красивый вид. На переднем плане — деревня Гергети, на заднем — посёлок Степанцминда. Между ними — река Терек и Военно-Грузинская дорога.

Военно-Грузинская дорогаВоенно-Грузинская дорога

Фото Казбека на память. Ну и что с того, что его не видно за облаками. Главное — я знаю, что он там есть.

Военно-Грузинская дорога

Возвращаемся в Тбилиси. Высшая точка Военно-Грузинской дороги — Крестовый перевал, высота 2379 метров. Сам перевал я не фотографировал, но рядом дорога выглядит примерно вот так.

Военно-Грузинская дорога

Неподалёку расположены две смотровых площадки, построенных в советские времена.

Первая — арка Дружбы народов. Её построили в 1983 году — в честь 200-летия Георгиевского трактата о протекторате Российской Империи над Грузией. В центре арки идёт бойкая торговля чурчхелой и китайскими сувенирами.

Военно-Грузинская дорога

Вокруг — довольно живописно. Но дорога в Шатили — однозначно интереснее.

Военно-Грузинская дорога

Верховья реки Белой Арагви.

Военно-Грузинская дорогаВоенно-Грузинская дорога

Дальше она сольётся с Чёрной Арагви, и обе они весело побегут в Жинвальское водохранилище. Туда же прибегут с другой стороны воды Пшавской и Хевсурской Арагви. Ну а после водохранилища все они превратятся в одну реку — просто Арагви.

Военно-Грузинская дорога

Вторая смотровая площадка.

Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога

Дорога крутым серпантином уходит вниз и дальше продолжается по равнине.

Военно-Грузинская дорога

На берегу Жинвальского водохранилища стоит крепость Ананури. Дата её постройки — неизвестна, по одной из версий первые башни появились в XIII веке. В целом — ничего особенного, крепость как крепость. Зачем сюда в обязательном порядке возят большинство туристов из Тбилиси — непонятно.

В центре крепости — Успенская церковь. Рядом с ней — необычная для этих мест квадратная башня, явно имеющая ингушо-чеченские корни.

Военно-Грузинская дорога

Едем дальше. Следующая остановка — Мцхета. Рядом, на высокой горе, — монастырь Джвари, один из древнейших и важнейших монастырей Грузии.

Военно-Грузинская дорога

Джвари по-грузински — «крест».

Военно-Грузинская дорога

От монастыря открывается классический вид — на слияние рек Арагви и Куры. Эта панорама — один из символов Грузии. Именно про неё писал Лермонтов в поэме «Мцыри»:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...

Военно-Грузинская дорога

Река Арагви и Военно-Грузинская дорога в современной интерпретации.

Военно-Грузинская дорога

Мцхета, древняя столица Грузии, и, по-совместительству, гиперпопулярное у туристов место.

Военно-Грузинская дорога

В честь этого весь город несколько лет назад отреставрировали, теперь он похож на китайскую подделку.

Военно-Грузинская дорога

Раньше, наверное, здесь было невероятно интересно. Сейчас — не очень. Гораздо интереснее посмотреть руины крепости Бебрисцихе, расположенной неподалёку.

Военно-Грузинская дорога

На этот день у нас ещё было запланировано посещение одного очень интересного грузинского города — Чиатуры, в котором сохранилась уникальная сеть городских канатных дорог. Ну а к ночи мы должны были добраться до Кутаиси, где я заранее бронировал гостиницу. Но наш чёткий и красивый план оказался безжалостно уничтожен беспощадным кавказским раздолбайством.

По какой-то неведомой причине в турфирме, где мы арендовали автомобиль, нам забыли заранее сделать нотариальную доверенность, которая была необходима для того, чтобы выехать из Грузии в Армению. Оформить её в день получения автомобиля тоже не получилось, поэтому мы договорились, что по пути из Мцхеты в Кутаиси заедем ненадолго в Тбилиси. Зураб, директор турфирмы, заверил нас, что оформление документов займёт не более получаса, а потом мы можем ехать куда хотим: хоть в Кутаиси, хоть в Армению, хоть к чёрту на куличики.

Но на деле всё получилось совсем не так, как планировалось. Мы приехали в центр Тбилиси, отдали документы Зурабу и стали ждать. Полчаса — не так уж и много. Зураб вернулся минут через пятнадцать. По его озадаченному выражению лица стало ясно, что что-то пошло не так. Оказалось, что по пути к нотариусу он потерял свидетельство о регистрации нашей машины. Вечер переставал быть томным.

Картина маслом: нам надо ехать в Кутаиси, оттуда в Сванетию, потом в Батуми, дальше — в Армению. Доверенности на машину — нет. Свидетельства о регистрации транспортного средства — тоже нет. Время — пятый час дня.

Выход один: надо оформлять новое свидетельство. Для этого надо ехать куда-то в пригород Тбилиси, причём — очень быстро, потому что сервисное агентство МВД, где всё это делают, работает только до пяти часов. Зураб говорит следовать за ним. Два раза проезжаем на красный, несколько раз нагло обгоняем через две сплошных, распугивая встречные машины, и ровно за пятнадцать минут до закрытия подъезжаем к какому-то большому новому зданию из стекла и бетона, стоящему посреди поля. Весь процесс получения нового свидетельства о регистрации занимает от силы минут пять. Я спрашиваю у Зураба — почему всё так быстро, наверное у него здесь знакомые, которые помогли всё сделать? Отвечает — знакомых нет, всё в порядке общей очереди. Заодно узнаю, что в Грузии можно официально купить себе любой автомобильный номер. Самый дорогой — с любым словом, например, со своим именем — стоит десять тысяч лари; по курсу на сентябрь 2013 года это — около двухсот тысяч рублей. Номер сделают на заказ прямо тут же. К слову, любая государственная услуга в Грузии — получение паспорта, регистрация бизнеса или операция с недвижимостью — занимает максимум десять-пятнадцать минут, без очередей и излишней бюрократии. Если вспомнить, что буквально десять лет назад Грузия была одной из самых коррумпированных и отсталых стран на территории экс-СССР, произошедшие изменения — впечатляют.

Мы возвращаемся в Тбилиси, Зураб в очередной раз идёт к нотариусу. Спустя минут сорок, доверенность у нас на руках. По старой привычке начинаю проверять данные, и сразу же ошибка: номер свидетельства о регистрации указан неверно. Доверенность — недействительна. Нотаруис — уже ушёл домой. Попытка номер два провалилась. Так как сегодня явно не наш день, договариваемся с Зурабом, что он через три дня приедет в Батуми, где мы будем в это время, — будем делать доверенность там. Забегая вперёд сообщу, что третья попытка оказалась удачной.

Но вернёмся обратно, в Тбилиси. Солнце клонится к горизонту, а нам давно уже пора ехать дальше. Внезапно сгорает предохранитель прикуривателя. Это — равнозначно катастрофе, так как от прикуривателя у нас питается навигатор, а без него мы не то что до Кутаиси не доедем, а даже из Тбилиси не выберемся. Ищем рынок. Ещё двадцать минут уходят на поиски предохранителя...

Солнце садится. Доверенность — не сделана. В Чиатуру ехать никакого смыла нет. Едем в Кутаиси.

Тбилиси — Батуми

The show will go on!

Будьте в курсе!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке, вКонтакте, в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS.

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube.

1 комментарий

Отправить ответ

avatar
25000
Загрузить изображения
 
 
 
 
 
Загрузить аудио или видео
 
 
 
 
 
wpDiscuz

Постоянный адрес страницы:

Структура: / / / Закавказская осень. Грузия. Военно-Грузинская дорога: туда и обратно