Закавказская осень|15–30 сентября 2013

Грузия. Нижняя Сванетия: добраться до Ушгули

Опубликовано: 16 ноября 2014

Сванетия — самая известная историческая область на севере Грузии. Если про Хевсуретию, Пшавию или Тушетию  мало кто слышал, то про Сванетию знают многие, причём даже за пределами Кавказа. Её древние каменные башни, окружённые заснеженными горными вершинами, давно уже стали одним из главных туристических символов Грузии. Существует распространённое мнение, что ничего красивее Сванетии быть не может. Я, конечно же, готов с этим поспорить: все, без исключения, горные регионы Грузии очень красивы, и выделить из них какой-то самый-самый, на мой взгляд, невозможно. Но вот спорить с тем, что Сванетия — определённо хороша собой, — по меньшей мере глупо. Это — факт.

Сванетия делится на две части — Верхнюю и Нижнюю. Их разделяет Сванетский хребет — небольшое ответвление от Большого Кавказского хребта. Самое интересное место — высокогорная община Ушгули — расположено в Верхней Сванетии. Все нормальные путешественники обычно добираются сюда через местный административный центр — посёлок Местиа. В последний ведёт вполне себе приличное асфальтированное шоссе; ещё там есть новый аэропорт, в который постоянно летают самолёты из Тбилиси. Добраться оттуда до Ушгули — тоже несложно, их соединяет тридцатишестикилометровая горная дорога; она — непроста, но каких-то серьёзных трудностей не вызывает. Единственная проблема: выбрав такой способ попадания в Ушгули, путешественник не посетит Нижнюю Сванетию. Поэтому для тех, кто не согласен с этим мириться, существует и другой путь — через Лентехи, главный посёлок Нижней Сванетии. Оттуда в Верхнюю Сванетию так же ведёт автомобильная дорога. Сначала она идёт по ущелью реки Цхенисцкали, потом резко поворачивает на север — в ущелье реки Корулдаши, в верховьях которой взбирается к перевалу Загар, после чего плавно спускается в Ушгули. Мы решили рискнуть и попробовать пробраться в Верхнюю Сванетию через Нижнюю. Что из этого получилось, я вам сегодня и расскажу.

В ходе подготовки нашего путешествия по Закавказью я не смог узнать про дорогу Лентехи—Ушгули ничего определённого. Было понятно только что эта дорога — существует, и по ней даже иногда кто-то ездит. Но большая часть информации представляла собой набор сомнительных мифов, через которые довольно чётко просматривался единственный тезис: «Там — пиздец!». Но среди огромного количества басен были и реальные рассказы тех, кто по ней пробирался, причём иногда на обычных кроссоверах...

В итоге, перед выездом у меня был набор из нескольких фактов. Во-первых, дорога существует, и её даже знает наш навигатор. Во-вторых, от пещеры Прометея до Ушгули — 145 километров, из которых примерно половина, до Лентехи, проходит по приличному асфальту; а дальше — 78 километров абсолютной неизвестности. В-третьих, самые отчаянные пробираются по этой дороге даже на кроссоверах; ну а у нас — настоящий джип, так что уж как-нибудь прорвёмся. Перемешав между собой все эти факты я почему-то получил цитату Гимли из «Властелина колец»: «Верная смерть. Никаких шансов на успех. Так чего же мы ждём?!». И из пещеры Прометея мы поехали в сторону Лентехи...

Было время обеда, и мы надеялись найти по пути какую-нибудь простенькую кафешку. Наивные, мы тогда не знали, что здесь нет даже магазинов, и перекусить мы сможем только поздним вечером, когда доберёмся до гостевого дома в Ушгули.

Как я уже рассказывал в одном из моих прошлых фотоотчётов про Грузию, одна из главных проблем на местных горных серпантинах — коровы, которым очень нравится  рассредотачиваться по всей ширине дороги. Единственный вариант проехать — аккуратно растолкать этих упрямых животных бампером.

Дорога в Ушгули

Нижняя Сванетия встречала нас не очень приветливо.

Дорога в Ушгули

Туристы здесь — нечастые гости.

Дорога в Ушгули

Считается, что смотреть в Нижней Сванетии нечего. Действительно, здесь нет ни башен, ни музеев, ничего — кроме редких горных деревень и красивой природы.

Дорога в Ушгули

Дорога, словно длинная змея, извивалась вдоль левого берега реки Цхенисцкали. Откуда-то оттуда мы приехали.

Дорога в Ушгули

А туда — держим путь. Впереди — неизвестность.

Дорога в Ушгули

Дождь то усиливался, превращаясь в ливень, то совсем заканчивался. Подпитываемая стремительными горными потоками, Цхенисцкали громко шумела по камням.

Дорога в Ушгули

Асфальт, как и дождь, тоже то начинался, то заканчивался.

Дорога в Ушгули

Вдоль реки иногда встречались редкие отдельно стоящие дома, хотя местных жителей не было видно.

Дорога в Ушгули

Магазинов тоже не было.

Дорога в УшгулиДорога в Ушгули

Вообще было ощущение, что вокруг на многие километры нет ничего, словно эти места давным давно покинуты человеком. И лишь периодически встречающийся свежий асфальт указывал нам на обратное.

Дорога в Ушгули

Тем не менее наша надежда найти кафе таяла с каждым новым километром.

Дорога в Ушгули

К счастью, с прошлых дней у нас остался небольшой запас еды: яблоки, чурчхела, несколько кусков хачапури. Уж что-что, а голодная смерть нам явно не грозила.

Дорога в Ушгули

Тем временем, дорога устремилась на север — в ущелье реки Корулдаши.

Дорога в Ушгули

Асфальт продолжал то появляться, то исчезать.

Дорога в УшгулиДорога в Ушгули

Дома встречались всё реже, и в большинстве своём они выглядели заброшенными.

Дорога в Ушгули

Несмотря на пасмурную погоду, вокруг было довольно живописно.

Дорога в УшгулиДорога в Ушгули

И даже густые облака, стелющиеся по ущелью, не могли скрыть в своей пелене всю эту красоту.

Дорога в Ушгули

С каждым новым километром дорога становилась всё хуже и хуже. Было видно, что здесь за ней давно никто не следит.

Дорога в Ушгули

Внезапно на обочине появилась корова.

Дорога в Ушгули

Это означало, что мы въехали в верхнюю часть Нижней Сванетии. Начался самый живописный отрезок пути.

Дорога в УшгулиДорога в Ушгули

Вскоре мы встретили на дороге двух молодых парней, махавших нам руками. Первый закон гор: если кто-то просит остановиться — остановись, возможно ему нужна твоя помощь. Мы остановились. Ребята не знали ни слова ни по-русски, ни по-английски, но знаками смогли объяснить, что им нужно в ту же сторону что и нам. Так же удалось узнать у них, что до Ушгули ехать ещё чуть меньше чем до хрена.

Парни проехали с нами несколько километров, пока дорога не оказалась перегорожена бурной горной речкой, явно разлившейся из-за дождей, шедших последние пару дней. На противоположном берегу стояло несколько брошенных машин — хозяева явно решили оставить их на несколько дней, пока речка не успокоится. Мы встали перед выбором: либо разворачиваться и ехать обратно, либо попробовать проскочить. Я решил рискнуть и потихоньку начал въезжать в воду. Глубина оказалась несколько больше, чем я предполагал, и мы благополучно застряли. Камни были мокрыми и скользкими, колёса крутились вхолостую, поднимая брызги выше крыши, а машина даже и не думала двигаться с места. Поелозив немного туда-сюда, и жалобно прошкрябав по дну реки днищем, мы всё-таки выбрались на другой берег. Для себя я решил, что второй раз в эту речку я не полезу ни за какие коврижки — не хватало ещё утопить здесь прокатную машину. Оставался единственный путь — вперёд. Помахав на прощание парням рукой, мы отправились дальше.

Дорога в Ушгули

Вскоре дорога стала ощутимо лучше, дело пошло веселее.

Дорога в УшгулиДорога в Ушгули

Дорога в УшгулиДорога в Ушгули

Периодически в сторону уходили какие-то забытые и людьми и богами отворотки. И каждый раз я очень радовался, что нам туда не надо.

Дорога в Ушгули

Однако моя радость была недолгой — встреченный вскоре знак напомнил, что мы преодолели всего две трети пути, и впереди было ещё 23 километра. Самое главное, что именно они обещали быть самыми трудными.

Для полного счастья, начало темнеть. Энтузиазм заканчивался. Но назад пути не было, оставалось двигаться вперёд.

Дорога в УшгулиДорога в Ушгули

В лёгких сумерках перед нами показалась гора Нуамкуан. Слева от неё, на седловине, должен был быть перевал.

Дорога в Ушгули

Темнело быстро. В густых сумерках мы упёрлись в очередную горную реку. Мост был размыт, рядом с его остатками стоял одинокий трактор. Пришлось в очередной раз вброд пересекать бурлящий неизвестностью горный поток. Машина нехотя переваливалась по большим скользким валунам, и я отчётливо чувствовал что своей мышцей, которая обычно сжимается у людей в таких случаях, я мог в этот момент спокойно кромсать грецкие орехи. Перспектива застрять посреди ночи в непредсказуемой горной реке в паре десятков километров от ближайшего жилья, мягко говоря, пугала.

Нам повезло — мы довольно легко пересекли реку и начали подниматься по крутому серпантину на перевал Загар. Машина периодически глохла — ей явно не нравилось карабкаться по камням под крутым углом на высоте двух с половиной километров над уровнем моря. Для меня этот подъём стал настоящим испытанием — моё состояние было близко к истерике.

Наконец, мы забрались. Перевал Загар, высота 2623 метра над уровнем моря.

Дорога в Ушгули

Нижняя Сванетия осталась позади.

От Ушгули нас отделяло около 13 километров, которые нам предстояло преодолеть в кромешной темноте. Мы ехали по узкой горной дороге. Шёл дождь, и было чертовски скользко. Справа фары упирались в склон горы, убегающий вверх, слева — растворялись в густой темноте, там было глубокое ущелье. Его глубина была непонятна, но в этом случае неведение было даже предпочтительнее. Прямо над нами проплывали облака, и единственное что меня волновало, чтобы они не опустились на дорогу — в этом случае нам пришлось бы заночевать в горах, так как продолжать движение в таких условиях стало бы невозможно.

Дорога в Ушгули

Минут через тридцать вдалеке показались огни Жибиани — крупнейшей деревни общины Ушгули. Мы добрались!

Дорога в Ушгули

Спустя ещё минут десять, на дороге мелькнули встречные фары, и из-за поворота показался внедорожник - сын хозяина одного из гостевых домов решил выехать нам навстречу. Намётанный глаз сразу распознал в спускающейся с перевала машине припозднившихся путешественников - местные по этой дороге не ездят, тем более по темноте. А так как гостевых домов в Ушгули достаточно много, он решил нас встретить, чтобы нас не перехватил кто-нибудь другой.

При этом, он решил не ехать перед нами, показывая дорогу, а, бросив машину, пробежаться под дождём перед нашей машиной около километра — до самых дверей гостевого дома. Ну а там нас встретили как дорогих гостей — по всем законам кавказского гостеприимства. Мы были накормлены, напоены, развлечены беседой и уложены спать.

Перед сном к нам в комнату приполз местный питомец.

Дорога в Ушгули

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Закавказская осень»

15–30 сентября 2013

Обсуждение статьи

Уже оставлено 6 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

6 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Нина

Да, какое путешествие! Трудное! Но, интересное!

Виталий Коновалов

Да уж, не самая легкая дорога. Зато какие фотографии!!

Лидия Мясникова-Шарина

Дикая природа, живописная ,завораживает.

Olga Shadina

Красота неописуемая, завораживает своей первозданностью. Чувствуется какая-то таинственность. Дорога в неизвестность. Потрясающее зрелище!!!!!!!! Спасибо Вам, Владимир, за такие путешествия по миру!!!!!! Успехов, удачи, и продолжайте нас радовать и дальше.

Вы еще и рассказчик потрясающий.

Аркадий

За 3 часа проехал. Фоторедактор не передаёт натуральности.

За 3 часа проехал. Фоторедактор не передаёт натуральности.
За 3 часа проехал. Фоторедактор не передаёт натуральности.

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
6
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x