Путешествовать летом в Заполярье — одно удовольствие. Стоит полярный день, и солнце не заходит — можно сутки напролёт гулять где душа пожелает, а после этого садиться за руль и ехать, ехать, ехать навстречу новым приключениям. Усталости нет, несмотря на то что денёк у нас выдался ого-го. Вечер ничем примечательным не ознаменовывается — мыс Киннародден, главная цель нашей экспедиции, достигнут, и мы начинаем двигаться обратно в сторону Санкт-Петербурга. Асфальт виляет между прогуливающимися по тундре северными оленями, то спускаясь к недвижимым фьордам, то забираясь куда-то в горы. Погода окончательно наладилась — снега на дороге больше нет, а температура вообще держится стабильно выше нуля. Кажется, что всё самое сложное позади.
Так тринадцатый день нашей экспедиции подходил к концу. Следующим местом, куда мы планировали добраться, был Вардё — самый восточный город Норвегии. Примерно на полпути мы должны были остановиться на ночлег в небольшом семейном кемпинге, и наутро уже добраться до Вардё...
Только вернувшись с Киннароддена, мы не спешили покидать Мехамн.
Так как единственное на весь город кафе работало по какому-то особенному, понятному только норвежцам графику, и, естественно, было закрыто на замок, мы отправились за продуктами в местный супермаркет, после чего устроили импровизированный ужин на ближайшей парковке, благо в Северной Европе — на каждом шагу стоят столики, скамеечки и прочая полезная инфраструктура. Доставать газовую плитку, чтобы приготовить что-нибудь более-менее съедобное, времени у нас не было — было уже поздно, а до кемпинга, где мы забронировали очередной домик для ночлега, нам предстояло ещё ехать почти двести километров. Поэтому мы распаковали привезённые из России тортильи, докупили в магазине сыр, овощи и фискекакеры и накрутили себе на ужин роллов «а ля мексикано по-норвежски».
«Что, простите?!» — спросит внимательный читатель, — «Какие такие фискекакеры? Что ещё за срамота?»
Рассказываю: какеры, продающиеся в норвежских магазинах, — это такие готовые котлетки. Их можно не готовить, а есть прямо из пакета, в котором они продаются. И да, на вкус они — такие же как на слух, какеры одним словом. Из чего эти недокотлеты производятся — лучше не знать, но, судя по ассортименту названий, в них могут добавлять как рыбу (это будут фискекакеры, по-норвежски — fiskekaker), так и свинину (кьётткакеры или карбонадекакеры, по-норвежски — kjøttkaker или karbonadekaker) или говядину (медистеркакеры, по-норвежски — medisterkaker). Гаденько — безусловно, но для страны, где простая буханка трёхдневного хлеба стоит на наши деньги больше 200 рублей, — вполне себе выход. Во всяком случае, я не слышал, чтобы от какеров хоть кто-то умер.
С ужином было покончено довольно быстро, в животе приятно бурчало, и мы со спокойным сердцем покинули Мехамн.
Полуостров Нордкин соединён с материковой Европой узкой перемычкой.
Хорошо видно, что перемычка эта — не искусственная, а настоящая, природная. Никаких сомнений в том, что Нордкин — естественный полуостров, больше нет, так что утверждение, что «Киннародден — самая северная точка материковой Европы» — верно.
Внизу, в самом узком месте перемычки, стоит памятный знак, посвящённый строительству дороги, связавшей когда-то Нордкин с Большой землёй. Произошло это в 1989 году, а до этого попасть на полуостров можно было либо самолётом, либо по морю.
Вдоль дорог то и дело попадаются импровизированные чучела. Их цель — отпугивать северных оленей. А то сбегут с Нордкина — где их потом искать? Дополняют картину висящие над отбойником старые алюминиевые банки, гремящие на ветру. Они служат той же цели, что и чучела.
За четыре прошедших дня дорога, соединяющая Нордкин с остальной Норвегией, кардинально изменилась.
Конечно, лето окружающий нас пейзаж даже близко не напоминал, но асфальт был расчищен от снега, и один этот факт нас несказанно радовал. Более того, температура воздуха стремилась почти к плюс десяти градусам, так что настроение было прекрасным.
Так под шутки-прибаутки мы проехали ту самую парковку, после которой четыре дня назад нам пришлось практически на ощупь пробираться через снежный буран.
Слева и справа нас окружали какие-то нереальные снежные миры, будто мы попали в параллельную вселенную.
Долины.
Фьорды.
Скованные льдом внутренние озёра.
Милые норвежские деревушки (на фото — деревня Лебесбю, давшая название одноимённой коммуне, но при этом не являющаяся её административным центром).
И снова севернорвежские водопады. Мощные. Шумные. Щедрые — в несколько струй. Красота!
Вообще, слово «красота» было, наверное, самым употребляемым в этой экспедиции. После того как мы въехали в Норвегию, частота его использования в нашей речи подчас переваливала за 50%.
В Северной Норвегии (как, кстати, и в Северной Финляндии) — очень много всякой живности. Зайцы, лисы, песцы, глухари, и даже лоси — все они встречались вдоль норвежских дорог так часто, что иногда казалось, что мы не общественной дороге ехали, а по зоопарку какому-нибудь.
Ещё одна церковь где-то по пути. Все они были построены в 50-60-х годах XX века взамен старых, сожжённых немецко-фашистскими захватчиками во время Второй мировой войны.
Спустя несколько часов, мы въехали в деревню Тана-Бру. С норвежского её название переводится как «Мост Тана». Река, через которую он переброшен, как можно догадаться, тоже называется Тана — норвежцы не очень искушены в названиях.
Тана — норвегизированный вариант саамского слова deatnu, что переводится как «Великая река». Её устье считается крупнейшей нетронутой человеком речной дельтой Европы и одним из лучших в мире мест для ловли атлантического лосося. Именно здесь в начале XX века был пойман рекордный экземпляр весом в 36 килограмм.
Интересно, что в 1945 году Генштаб Красной Армии, разгромивший немецко-фашистские войска в Норвегии, рассматривал вопрос переноса границы СССР на запад, как раз до реки Тана, так что, сойдись звёзды иначе, это могла быть сейчас территория России (к слову именно здесь, например, проходила граница между Норвегией и Новгородской республикой в XIV-XV веках). Однако Норвегия в ответ на притязания Советского Союза по-быстрому вступила в НАТО в 1949 году, и тема замялась.
Здесь на противоположном берегу реки в деревне Скииппагурра (ох уж эти норвежские топонимы, язык сломаешь!) находится, наверное, самый дешёвый (во всяком случае из известных мне) кемпинг в Норвегии.
Маленькие тёплые бревенчатые домики, вмещающие аж четверых человек, сдаются хозяевами за какие смешные, по норвежским меркам, 500 крон за ночь (это, например, в девять раз дешевле, чем поездка на катере из Мехамна до Киннароддена!).
Внутри этих нано-коттеджей — чистенько, но очень тесненько, примерно как в купе поезда. Постельное бельё выдаётся за отдельную плату, а кухня, и туалеты с душевыми — общие, и находятся в отдельно стоящем здании. В целом — типичный норвежский кемпинг, ни дать ни взять.
Когда мы приехали, территория уже была закрыта на ночь, и нам пришлось долго и нудно будить хозяйку. Наконец, нам выделили один из домиков, мы по-быстрому расстелили на кроватях спальные мешки и завалились спать.
А на следующий день произошёл коллапс, и все наши планы полетели в тартарары.
Не переключайтесь!
Продолжение: День 14. Вардё или Шеф, всё пропало
Статья была интересной. А по-другому и бы ь не может, ведь kezling.ru — это уже brand. Доплнить можно снегом, разве. Солнца — достатошно.))
Прочитал с большим интересом и уже с нетерпением жду продолжения. Спасибо за ваш труд и успехов! Георгий.
Здравствуйте, Владимир! Проехали в августе того же года практически по тем же местам в Финнмарке. Эта остроконечная церковь находится в деревне Рустефьельбма, у поворота дороги №98 от Таны на запад, к Ифьорду. Интересна она тем, что на камне у кирки выбито по-русски, что именно до этого места дошли сов. войска в октябре 1944 года, освобождая Восточный Финнмарк от немцев. Нигде более в наших источниках читать об этом не довелось. Несколько фото прилагаю.
Спасибо, очень интересная информация!