Печора, как и большинство других городов, появившихся в труднодоступных районах СССР в сталинские времена, была построена на костях заключённых ГУЛАГа. Страна остро нуждалась в воркутинском угле, для его доставки требовалась железная дорога, и одним из опорных пунктов при строительстве последней как раз и стала Печора. В 40-х годах XX века здесь существовал Севпечлаг (Северо-Печорский исправительно-трудовой лагерь), через который за десять лет прошло несколько сотен тысяч человек. В наши дни Печору, благодаря расположенной здесь ГРЭС, нередко называют энергетической столицей Республики Коми.
Ещё пару лет назад круглогодичной дороги из Ухты в Печору не было. Добраться сюда летом можно было только на поезде. Зимой открывался зимник между Печорой и Вуктылом, из которого уже можно было попасть в Ухту по обычной круглогодичной дороге. Всё бы ничего, но если посмотреть на карту — Вуктыл находится хорошо так в стороне от кратчайшего пути между Ухтой и Печорой: длина такого «объездного» маршрута — 460 километров.
В 2018 году после без малого пятидесяти лет строительства наконец была открыта прямая дорога Ухта — Ираёль — Каджером — Печора. Её длина почти на двести километров короче чем путь через Вуктыл — «всего» 280 километров. Правда, часть этой дороги, официально считающейся круглогодичной, — всё равно грунтовая, и её очень неплохо размывает весенней распутицей и осенними дождями. Но местных такие мелочи не останавливают, и они умудряются даже при самых сложных погодных условиях пробираться по ней на обычных седанах.
Зато зимой здесь — ледяной хайвей. Трафика севернее Ухты почти нет, лишь редкие Камазы и Уралы газовиков да нефтяников.
Постоянный полный привод Субару позволяет уверенно ехать по такой дороге со скоростью свыше ста километров в час. При условии хорошей погоды путь из Ухты в Печору морозным днём занимает не более трёх часов.
Зимними вечерами в Коми показывают потрясающие по красоте закаты.
Удивительные места. На десятки километров вокруг — ни души.
Город Печора расположен на берегу одноимённой реки. Всё красиво, но есть маленький транспортный нюанс: это — не тот берег, к которому подходит дорога из Ухты. Ширина реки в этом месте — чуть больше километра. Автомобильного моста — естественно нет.
Летом здесь работает паром, зимой — намораживается ледовая переправа. Осенью и весной попасть в город автомобильным транспортом как и раньше невозможно (вот вам и круглогодичная дорога, ха-ха).
Пока мы доехали до Печоры, стемнело. Реку мы форсировали в кромешной темноте.
Город Печора состоит из двух независимых частей — восточной и западной. Когда-то это было два разных посёлка: один — Печора, при железнодорожной станции, второй — Канин Нос, при речной пристани. Расстояние между ними — чуть больше двух километров.
Печора встретила нас сугробами высотой в полтора этажа.
Зимы здесь — очень суровые. Средняя температура в январе-феврале — минус восемнадцать градусов, хотя иногда столбик термометра опускается до пугающей отметки в минус пятьдесят.
От мороза в воздухе висит дымка. Сквозь неё тусклыми красными огоньками пробиваются светодиодные табло дребезжащих на всю округу Пазиков. Непроглядной печорской ночью выглядит всё это как какая-то альтернативная постапокалиптическая фантазия...
В целом Печора оставляет очень гнетущее ощущение: город крайне депрессивен. Однако встретили нас здесь также тепло, как и в Арабаче, поэтому наше пребывание в городе получилось хоть и кратким, но весьма запоминающимся.
В Печоре есть неплохой краеведческий музей. Экскурсию по нему нам провела Ирина Иванова, заведующая сектором экспозиционно-выставочной деятельности.
В 1960-х годах в окрестностях города была обнаружена стоянка первобытных охотников, вероятнее всего — неандертальцев.
Её возраст — примерно тридцать тысяч лет. Археологи нашли здесь более трёхсот каменных артефактов — нуклеусов, скребков и ножей, а также останки мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков и других животных.
История — очень простая: неподалёку от стоянки река делает крутой поворот, и лёд там — особенно тонок. Древние животные об этой западне, естественно, не знали — и, раз за разом штурмуя замёрзшую водную гладь, проваливались в воду. Первобытные ж охотники были явно сообразительнее, поэтому использовали природную ловушку в своих целях — пополняя из неё запасы продовольствия и костей с бивнями.
Считается, что охотничья стоянка на этом месте просуществовала в течение нескольких тысяч лет, не исчезнув даже во время последнего обледенения, когда этот район оказался покрыт несколькокилометровой толщей ледника.
В начале XVIII века на реке Печоре было всего два поселения — село Усть-Цильма и погост Печора (ныне — посёлок Троицко-Печорск). Ещё одно село — Ижма — находилось на одноимённом притоке Печоры.
Активное заселение этого края началось со второй половины XVIII века: в районе Усть-Цильмы селились русские и коми-ижемцы, в районе погоста Печоры — выходцы с Вычегды и её притоков. В результате здесь появилась своя уникальная культура, основанная на смешении русских и финно-угорских традиций.
В течение многих лет главным промыслом местного населения было рыболовство, а в северной части — ещё и оленеводство.
Интерьер традиционной печорской избы начала XX века.
Традиционная печорская утварь.
Солонка в виде утки. Эта птица для коми всегда была сакральным символом, примерно таким же как олень для саамов.
Согласно легенде по древнему морю-океану плавала утка — Чöж, снёсшая яйца, из которых вылупились утята Ен и Омöль, олицетворяющие два противоположных начала — бога и дьявола, жизнь и смерть, истину и ложь, ночь и день, и создавшие потом солнце, луну, всех добрых и злых существ. Сама утка разбилась о воду и превратилась в Землю.
В верованиях коми — в каждом человеке есть душа утки. Млечный путь на коми — Чöж туй, в переводе — «Дорога уток». Считается, что по Млечному пути утки-души ещё не родившихся людей прилетают на землю.
Традиционная печорская одежда.
Традиционная печорская лодка. Вначале я подумал, что это — её реальный размер, и всё никак не мог понять, как в ней нужно было помещаться. Оказалось, что это — не настоящая лодка, а всего-лишь её уменьшенная реплика, созданная специально для музейной экспозиции.
Традиционные сани.
В начале XX века русский исследователь Владимир Русанов, путешествуя по печорской земле, оставил в своём дневнике пророческую фразу: «Придёт ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд...»
Прошло четыре десятилетия, и летом 1940 года в район нынешнего железнодорожного вокзала прибыл первый строительный отряд. На его базе был образован Севпечлаг, основной задачей которого стало строительство северного участка Печорской железной дороги — от Печоры до Воркуты.
Построить нужно было ни много, ни мало — чуть больше 400 километров по болотистой тундре. На всё про всё ушло всего восемнадцать месяцев, и уже в конце 1941 года в Воркуту прибыл первый поезд с большой земли. Во время Великой Отечественной войны воркутинский уголь поставлялся во все уголки Советского Союза, в том числе и в блокадный Ленинград.
Большая часть музейных экспонатов, посвящённых лагерному периоду печорской истории, была найдена в ходе поисковых экспедиций по местам, где когда-то располагались трудовые лагеря.
Кружка на следующем фото — оригинальная, найденная на территории одной из зон. А вот надпись на ней была выполнена художником реставратором специально для музейной экспозиции.
На следующем фото — детский игрушечный самосвал, обнаруженный на территории одного из штрафных отделений. Скорее всего он принадлежал семье кого-нибудь из лагерных охранников.
Смертность в Севпечлаге была крайне высокой. Из рассекреченного спецсообщения от 1 ноября 1941 года:
Заболеваемость и смертность среди заключенных Северо-Печорского лагеря НКВД принимает угрожающие размеры. В августе с. г. [сего года]умерло 322 заключённых, в сентябре, по неполным данным — 692, за первые 9 дней октября — 210 заключённых. Наибольшее количество смертных случаев имеют место в результате заболеваний пеллагрой и гемоколитом при полном истощении.
К сожалению, эти страницы нашей истории в большей степени до сих пор покрыты мраком. Многие документы того времени были уничтожены, часть — и сегодня засекречена, поэтому никто точно не знает ни сколько всего людей прошло через исправительно-трудовые лагеря в Печоре, ни сколько погибло.
Очевидно только одно: и сам город, и железная дорога на Воркуту — построены в буквальном смысле на человеческих костях.
Что интересно — даже у лошадей в Севпечлаге были паспорта.
А вот для зеков были предусмотрены лишь арматурные книжки.
Слева — аттестат, предназначенный для заключённого, но выписанный на собаку по кличке Аза. Справа — командировочное удостоверение надзирателя.
Самое красивое здание в городе — Печорский дом культуры железнодорожников. Его построили в 1949 году для Севпечлага. Проект разрабатывался репрессированными ленинградскими архитекторами, и это — одно из красивейших зданий той эпохи во всей республике. Акустические расчёты были сделаны физиками (тоже репрессированными, и тоже из Ленинграда), и произнесённый в глубине сцены шёпот и сегодня отлично слышен даже на последних рядах зрительного зала.
Театральная труппа состояла из 140 актёров, певцов и музыкантов, свезённых сюда со всей страны. Все они также были заключёнными, поэтому к дому культуры подходила специальная узкоколейка, по которой их доставляли на выступления.
Зрительный зал рассчитан на четыреста мест. Говорят, что балконы, расположенные на его стенах, предназначались для автоматчиков, обязательно присутствовавших на каждом из выступлений. Интересно, что в 1950-х годах, когда во всём СССР джаз был запрещён, здесь регулярно давались джазовые концерты.
За прошедшие семьдесят лет здание дома культуры ни разу не ремонтировалось, но несмотря на суровый печорский климат всё ещё находится в очень хорошем состоянии. Умели же строить когда-то!
На втором этаже дома культуры устроен небольшой музей.
Один из самых удивительных экспонатов здесь — рояль фирмы Steinway & Sons, произведённый в 1912 году. Если кто не знает, Steinway & Sons — по сей день один из мировых лидеров в области производства фортепиано. Новые рояли этой компании стоят от ста тысяч долларов, сколько же стоит столетний экземпляр в рабочем состоянии — боюсь даже и представить.
В 1974 году под Печорой началось строительство ГРЭС. До 1991 года было построено пять энергоблоков общей мощностью свыше одного миллиона мегаватт. По сей день она обеспечивает электроэнергией треть Республики Коми.
С 1991 года население Печоры стремительно уменьшается. За последние три десятилетия количество жителей сократилось более чем на 40%: в 1991 году в Печоре проживало свыше 66 тысяч человек, в 2019 — всего 38 тысяч.
Не переключайтесь!
Продолжение: По зимникам в Нарьян-Мар
В 1941 году среди печорских мостостроителей был будущий экс-премьер-министр Израиля, лауреат Нобелевской премии мира Менахем Бегин. Он — один из наиболее известных зека Севпечлага.
МОЙ ДЕД ОТБЫВАЛ ПЕРЕД ВОЙНОЙ А Я СЛУЖИЛ 76-78ГГ СТРОЙБАТ
Здравствуйте, спасибо, что затрагиваете тему Гулаг. Невозможно представить себе размах террора, от которого пострадали все народы страны. Это миллионы искалеченных судеб. Люди, расстрелянные без суда и без следствия, люди, отправленных в лагеря и ссылки, лишенные гражданских прав за „не тот“ род занятий или за пресловутое „социальное происхождение“. Миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений — миллионы. Были лишены всех прав. Даже права на достойное человеческое погребение, а долгие годы их имена были просто вычеркнуты из истории»