Ыб — древнее коми село. Оно расположено на левом берегу реки Сысолы, и в его состав входит тринадцать деревень. Существует легенда, что в 1383 году в Ыб прибыл Стефан Пермский (тот самый, который основал монастырь в Усть-Выми, а после крестил Пермь Вычегодскую), и местные жители, защищая свою языческую веру, не разрешили ему высадиться на берег, закидав его лодку камнями. В наказание миссионер прозвал это место «Худой деревней» (и действительно до конца XIX века в составе Ыба существовала деревня Худой-грезд). В 1586 году в Ыбе было «4 двора церковнослужителей, торгового человека и сотника» и «две пищали затинные да пищаль затинная переломленная», в 1918 году — «1954 мужчины и 2055 женщин», в наши дни — не факт что и пятьсот человек наберётся...
Несколько лет назад неподалёку от Ыба открылся Финно-угорский этнопарк. Это — туристический комплекс, на территории которого гости могут познакомиться с культурой финно-угорских народов (напомню: всего их — чуть менее тридцати), в первую очередь — коми. Здесь организуются интерактивно-развлекательные программы, проводятся мастер-классы, есть гостиница и кафе. Уж насколько я не люблю все эти лубочные этнографические производные (обычно они далеки от настоящей жизни так же как онанизм от секса с любимой женщиной), но Финно-угорский этнопарк — не какая-то там самодеятельность, и вообще это — один из главных туристических проектов Республики Коми, изначально создававшийся на государственные деньги. В общем, мы просто не могли его не посетить и не узнать, что же в итоге получилось. Рассказываю.
Финно-угорский этнопарк знаменит в первую очередь проводимыми на его территории фестивалями. Когда-то здесь проходил мультифестиваль «Ыбица», потом — спортивный фестиваль «Зимняя Ыбица», в наши дни он известен гастрономическим «ШаньгаФестом» и воздухоплавательным «Живым воздухом». Кроме этого, на базе туристического комплекса организуются туры в различные уголки Республики Коми, например, вертолётные экскурсии на плато Маньпупунёр.
Туристические программы, предлагаемые на территории самого этнопарка, я бы назвал «развлекательными активностями с этнографическим уклоном». Людям, хорошо знакомым с финно-уграми, здесь будет скучно: всё довольно поверхностно. Неискушённым же туристам — зайдёт.
Нашим гидом была очаровательная хохотушка Виктория Агаркова.
Для начала нам рассказали про коми оленеводов и охотников.
Первые всегда были очень богатыми. Вторые — не очень, скорее даже совсем не. Это выражалось в повседневной одежде. У оленеводов она была красиво украшена. Для охотников важнее была практичность, чем внешний вид. Их главной деталью гардероба был лузан — прямоугольная накидка с нашитой сверху кожей, имевшая множество карманов. С одной стороны она укрывала охотника от дождя и снега, с другой — выполняла роль заплечного мешка, в карманах которого можно было разместить несколько десятков килограммов груза: продовольствия, оружия, добытой дичи и пушнины.
На фото слева: экскурсовод в традиционном наряде оленевода показывает нам охотничий лузан.
На фото справа: посох охотника — койбедь. С верхнего конца у него специальная лопатка, с нижнего — копьевидный наконечник. В совсем древние времена последние были каменные, потом на их место пришло железо. Койбедь при ходьбе заменял лыжную палку, при стрельбе его можно было использовать как упор для ружья, лопаткой раскапывали снег — когда строили временное жильё, либо когда пытались добраться до прячущейся добычи, а наконечником пробивали лёд, чтобы пополнить запасы воды, либо использовали как обычное копьё.
Пока шла экскурсия, я прикидывался лосем.
Фото: Наталья Бешкарева
Затем пришло время пробовать свои силы в стрельбе из лука. Первая выпущенная мной стрела по какой-то замысловатой траектории вместо мишени устремилась куда-то в заснеженное поле. В надежде, что где-то там меня ждёт Царевна-лягушка, я отправился на поиски, но ни бесхвостого земноводного, ни даже самой стрелы обнаружить так и не удалось — как сквозь землю провалилась...
Фото: Наталья Бешкарева
Коми небезосновательно считается родиной российской нефти (впервые её добыли в XVIII веке на Ухте). Но этот каустобиолит может использоваться не только для производства топлива и различных синтетических полимеров, но и в художественных целях: нефтью можно рисовать картины. Не верите?
Добро пожаловать в первый в мире музей искусства нефти «Чутское масло», который также расположен на территории Финно-угорского этнопарка. Да, да, эти картины нарисованы настоящей нефтью.
Для желающих попробовать свои силы в этом необычном виде искусства в этнопарке устраивают соответствующие мастер-классы. Художник из меня — такой же как и охотник, так что меня хватило лишь на слово из семи букв на деревяшке. Это — моя фамилия, написанная на анбуре.
Если кто не знает, анбур — письменность, созданная тем самым Стефаном Пермским в 1372 году. В её основе — греческое письмо с вкраплениями кириллицы, картвельского алфавита и древнепермских рунических символов. Анбур широко использовался в Коми в XIV-XV веках. После его ещё в течение двухсот лет употребляли московские писцы и дьяки в качестве системы тайнописи.
Далее мы отправились на следующий мастер-класс — печь традиционные коми шаньги с пшённой крупой и картофелем.
Шаньги (или шанежки) — это такие булочки с начинкой, чем-то похожие на карельские калитки. До сих пор в некоторых коми деревнях они являются повседневной едой, которую хозяйки готовят каждый день. Традиционное тесто — ржаное. Классический наполнитель — различные крупы (исконные — ячневая и пшеничная) или картофель, а по праздникам — ягоды или творог.
Начинку для шанег принято готовить с вечера. Если это крупа, то её не варят, а замачивают на всю ночь в простокваше либо в молоке. Если это картофель, то его отваривают, толкут и перемешивают с молоком, чтобы получилось пюре.
Рецепт приготовления шанег прост. Наливаем в большую миску чашку молока, добавляем одну чайную ложку соли и три ложки сахара. Хорошенько перемешиваем деревянной мутовкой. Добавляем одно яйцо, половинку маленькой миски растопленного коровьего масла и чашку пшеничной муки. Перемешиваем всё ещё раз, добавляя в процессе ржаную муку, пока тесто не станет похожим на густую глину.
Скатываем тесто колбаской. Отрываем от колбаски небольшие куски, делаем из них маленькие колобки и раскатываем их в лепёшки. Делаем у лепёшек бортики, добавляем подготовленную заранее начинку, и складываем их на смазанный маслом противень.
Отправляем всё это в предварительно растопленную русскую печь.
Ждём.
Фото: Наталья Бешкарева
Через десять минут шаньги готовы.
Дальше нас ждало застолье, включавшее дегустацию местных настоек и бальзамов. Закончилось всё театральным представлением, танцами и какими-то играми, которыми в прошлом развлекала себя коми молодёжь на вечёрках. Ближе к ночи официальную часть застолья сменила неофициальная — мы начали дегустировать настойки и бальзамы, купленные утром в Сыктывкаре.
Когда батарея опустошённых ёмкостей достигла угрожающих размеров, нас потянуло на приключения. Начали с традиционных зимних забав: игр в снежки и катания с горок. В какой-то момент решили прогуляться до Ыба. Планируемый поход был наречён Операцией «Ыб», но запал быстро кончился: до села мы так и не дошли, ограничившись лишь прогулкой по зимнему лесу.
В завершение мы вспомнили, что на территории этнопарка живут две молодые лосихи — Моня и Муля, ну и решили с ними познакомиться: пришли к вольеру и стали звать их из темноты. В какой-то момент даже хотели перелезть через ограждение и пойти искать парнокопытных самок в лесной чаще, но они всё-таки сами вышли на нас посмотреть. Мы накормили их свежими еловыми ветками да отправились спать.
Не переключайтесь!
Продолжение: Гажа валяй в Визинге
Моня и Муля весной 2020 года погибли после нападения медведя.
Спасибо большое за статью!!! Мне понравилась! Финно-угорские племена были самыми многочисленными.
Летом 2021 года мы планируем большую экспедицию по Коми, так что, надеюсь, довольно скоро я смогу рассказать вам про населявшие некогда этот край народы поподробнее.