Пусть мир изменился, и все разговоры на севере теперь лишь о нефти да о газе. Традиционная ненецкая культура — пока ещё жива. Оленеводы, даром что обзавелись всеми благами современной цивилизации, всё так же живут в тундре в лёгкоразборных чумах, носят национальную одежду, передаваемую из поколения в поколение, да иногда лакомятся пантами — молодыми оленьими рогами. Но старинные традиции постепенно сдают свои позиции под натиском глобализации и дешёвых китайских производств, и в наши дни единственными очагами сохранения и культивации культуры малых народов являются культурно-промысловые центры, создаваемые небезразличными людьми, теми, кому накопленный поколениями народный опыт по настоящему близок, и кто не может позволить ему так просто исчезнуть.
Перед возвращением на Большую землю мы заехали в ненецкое село Красное, где расположен Дом ремёсел «Тэмбойко». Это — как раз такое место: здесь бережно сохраняют традиции создания национальной ненецкой одежды, обуви и утвари из оленьих шкур, успешно поставив их производство на коммерческие рельсы.
От Нарьян-Мара до Красного — около сорока километров. Дорога сюда считается круглогодичной, но зимой её периодически заносит метелями, а весной — традиционно перекрывают на несколько недель во время паводка.
Красное — третий по величине населённый пункт Ненецкого автономного округа после Нарьян-Мара и посёлка Искателей. Здесь проживает около тысячи восьмисот человек.
Считается, что место, где находится Красное, называлось так задолго до появления посёлка, мол здесь — очень красиво. Хотя мне более реалистичной кажется коммунистически-ориентированная версия: посёлок, как и Наряьн-Мар (напомню, что его название в переводе с ненецкого — «Красный город»), был назван в честь традиционного цвета, олицетворяющего «нерушимый союз рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества».
Посёлок Красное был основан в 1956 году как центр оленеводческого колхоза «Харп», существующего и поныне.
Несколько лет назад местный предприниматель Лилия Тайбарей открыла в Красном ремесленный центр. Его цель — объединение всех ненецких мастеров под одной крышей, дабы сохранить хрупкие народные промыслы и национальные навыки.
Лилия выросла в тундре, её родители жили традиционной для ненцев кочевой жизнью. Но изменения в жизненном укладе коренных ненцев поставили её семью на грань выживания и заставили искать новые источники для существования, так десять лет назад они начали создавать одежду и сувенирную продукцию на продажу.
В 2016 году появился Дом ремёсел «Тэмбойко». В переводе с ненецкого это означает «Жилка»: с одной стороны — жилка, которая соединяет поколения, передавая традиции от родителей к детям; с другой — предпринимательская жилка, позволившая превратить традиционное мастерство в источник постоянного дохода.
Живой олень стоит в Нарьян-Маре около сорока тысяч рублей (тут мы быстро смекнули, что наших Субарынь вполне можно обменять на полторы сотни оленей, что по местным меркам — совсем немного: зажиточные ненецкие оленеводы владеют стадами в тысячи голов; если в рублях это — миллионы долларов).
Стоимость невыделанной оленьей шкуры — в среднем две-три тысячи рублей (для сравнения, несколько лет назад в Мурманской области оленеводы предлагали мне купить шкуры всего по пятьсот рублей; разница в уровне жизни регионов — налицо). Она зависит от возраста оленя и от времени года, когда он был убит.
Традиционное зимнее покрытие для чума — нюк. Его размер — примерно пять на семь метров. Для создания одного нюка нужно около семидесяти оленьих шкур. Их традиционно сшивают вручную, подрезая шерсть до нужной длины. На это уходит несколько месяцев.
Стоимость готового нюка — двести пятьдесят тысяч рублей. Именно по этой причине чумы современных оленеводов чаще всего покрыты обычной плотной тканью а ля брезент: с одной стороны — сильно дешевле, с другой — легче.
Лилия Тайбарей со своей мамой Анисьей Гавриловной рассказывают нам про камус — шкуру с голени животного. Испокон веков ненцы и коми обивали ей нижнюю часть лыж, что позволяло ходить в них даже летом по болотистой тундре.
Время идёт, мир меняется: теперь камусом отделывают сноуборды.
Самый распространённый товар — низкие пимы. Их тоже шьют из камуса. Тёмные пимы стоят от пятнадцати тысяч рублей, светлые — на четверть дороже.
Традиционный ненецкий орнамент — щучья кость.
Низкие пимы — дань современности. В прошлом пимы всегда были высокими — на всю длину ноги. Такую обувь носят в тундре и сейчас. Одну пару такой обуви иногда шьют целый год. Обычная стоимость — семьдесят тысяч рублей, зато покупают пимы один раз на всю жизнь.
Женские пимы всегда были менее красивыми чем мужские. Причина этого — проста: ненецкие женщины всегда ходили в длинных юбках, скрывавших обувь, поэтому считалось, что украшать их — не к чему.
Слева — пимы, сшитые сорок лет назад на свадьбу родителей Лилии. Видно, что состояние у них — близко к идеальному, хотя они несколько десятилетий использовались по прямому назначению.
Зимой внутрь пимов вставляются специальные меховые чулки — липты. Они — не такие долговечные, и их принято менять раз в несколько лет.
Традиционная ненецкая сумочка для швейных принадлежностей — тучейка. Стоит такая — от двадцати пяти тысяч рублей. Конкретно этой тучейке, как и пимам, сорок лет.
Традиционная женская ненецкая шуба — паница (слева), и мужская — малица (справа). Главное отличие между ними в том, что паница имеет разрез спереди, чтобы было удобно кормить грудью детей, а малица — сплошная. Также первая — двухслойная, мех у неё и снаружи, и внутри, а вторая — односторонняя, с мехом только внутри (хотя и её можно носить в обе стороны).
Малица обычно носится на голое тело, а насчёт паницы — я так и не понял.
Стоит такая одежда — от семидесяти тысяч рублей.
Мужской ремень с оберегами и ножнами — тасма. В ненецких семьях его передают по мужской линии — от деда к отцу, от отца к сыну.
Старинный женский ремень. Ему — около двухсот лет.
Женские ремни тоже передаются из поколения в поколение. Здесь нельзя не заметить высочайшее качество всех вещей: ими много лет пользовались в тундре, а они до сих пор — почти как новые.
Тынзей — аркан из кожи оленя. Главное его свойство — он очень лёгкий и не ломает рога.
Родовой бубен.
Основа — из веток ели либо сосны.
В конце, по сложившийся традиции, — еда. На этот раз — ненецкие пироги с краснокнижной нельмой и морошкой.
Не переключайтесь!
Продолжение: Из Нарьян-Мара в Сыктывкар