Самая дальняя точка первого этапа проекта «Открывая Серебряное ожерелье» — Нарьян-Мар — была успешно достигнута, но наше путешествие на этом не заканчивалось. Нас ждали ещё долгий путь «обратно в Россию» — на Большую землю, прогулка по Сыктывкару, посещение Финно-угорского этнопарка в селе Ыб и в самом конце — народный коми праздник Гажа валяй в селе Визинге. Сегодня я расскажу вам как мы добирались от Нарьян-Мара до Сыктывкара. Поехали!
Одной из моих штурманских изюминок первого этапа было отсутствие резервных дней на случай непогоды. План был хорош: на основную часть поездки — из Москвы до Нарьян-Мара и обратно в Москву — с учётом всех остановок я закладывал восемнадцать дней. Потом, буквально накануне старта, мне неожиданно позвонил Паша и сообщил прекрасную новость, что он что-то там напутал в процессе согласований, и теперь мы должны уложиться ровно в две недели, и ни дня больше. Первой моей мыслью было вообще отменить поездку в Нарьян-Мар: доехать до Харьяги, отметиться там, что мы были в Ненецком автономном округе, постоять в начале зимника и спокойно вернуться домой. Но потом я всё же решил рискнуть: вдруг повезёт! Я отправил Паше крылатую фразу Гимли из «Властелина колец» — «Верная смерть. Никаких шансов на успех. Так чего же мы ждём?!», — и добавил: «Прорвёмся...»
В итоге всё прошло без сучка и без задоринки: ненецкие боги были к нам благосклонны и не только пропустили нас в свои владения, но и разрешили уехать обратно, обрушив метель на зимник лишь после того как мы вырвались на твёрдую дорогу.
Фото: Александр Никулин
Всего от Нарьян-Мара до Сыктывкара — 1100 километров. Особо упоротые умудряются проехать это расстояние в один присест — за 15-20 часов, если, конечно, с погодой повезёт. Мы не спеша добрались за полтора дня.
Утром съездили в посёлок Красное и лишь ближе к обеду выдвинулись в сторону зимника. Электронное табло, установленное на выезде из Нарьян-Мара, радовало: «Движение на зимней автомобильной дороге Нарьян-Мар — Усинск ОТКРЫТО для всех видов транспорта».
Первые сто километров от Нарьян-Мара отсыпана круглогодичная дорога. Зимой она мало чем отличается от зимника — разве что дорожные знаки установлены, да отбойники вдоль мостов через реки иногда встречаются.
Проезжаем мимо занесённого снегом по пояс экскаватора.
Проезжаем мимо брошенной на обочине Волги. Двумя днями ранее, когда мы только ехали в Нарьян-Мар, её ещё не было.
На севере если машина ломается в метель — людей эвакуируют, а технику вытаскивают уже потом, когда погода позволит. Если нет возможности спастись, приходиться жечь свои вещи, чтобы согреться. Потом дело доходит до автомобильных покрышек, наконец начинает полыхать вся машина. Звучит дико, но здесь — это шанс выжить в случае непредвиденной ситуации.
Опытные водители стараются не соваться на зимник по одиночке — мало ли что может случиться.
На небе показывают гало.
Кто-то может подумать, что это — эффект от объектива, но нет — в живую оно выглядит точно так же как и на фотографиях. При сильных морозах гало можно увидеть в любых широтах (например, на Ладожских шхерах), а не только на севере.
По прогнозу к вечеру ожидается ухудшение погоды. Где-то вдалеке зачинается метель, и мы отчётливо видим как белая мгла начинает затягивать горизонт. Очень хочется успеть проехать зимник до того как она нас поглотит. К счастью, нужный нам дорожный указатель целится в противоположную от неё сторону.
Так выглядит начало зимника со стороны Нарьян-Мара. В случае непогоды — ворота закрывают.
Владельцы Треколов на закрытые ворота не обращают никакого внимания, и просто объезжают их по тундре. Им — можно.
Бывает, что так же пытаются сделать владельцы внедорожников — им тоже ж надо. Иногда это заканчивается плачевно, и застрявших на переметённом зимнике бедолаг приходится эвакуировать силами МЧС.
Зимник в ожидании метели — жутко красив.
Трафика — почти нет.
И наши Субарыни, одетые в свою яркую ливрею, в окружении пустынной тундры выглядят прелестно. Именно здесь отчётливее всего проявляется их щегольская натура.
Хлипкие полярные деревца демонстрируют какую-то запредельную любовь к жизни. Мне сложно представить, как они переживают неистовые арктические ветра затяжными полярными ночами.
Ближе к концу зимника к тундре постепенно начинает добавляться приставка «лесо».
На горизонте появляются факелы нефтяных вышек. Всё стабильно: углеводороды добываются, газонефтедоллары поступают, углеродина процветает.
Ворота, облезлый вагончик да видавший виды дорожный указатель «Усинск» — именно так выглядит выезд с зимника на Большую землю.
Мы — на круглогодичной дороге.
Наступает вечер.
Делаем краткую остановку у стеллы «Полярный круг».
Приходит ночь. Впереди — ещё двести пятьдесят километров.
Темнеет, начинается метель. Под её аккомпанемент мы вваливаемся в Печору. Ночуем в том же общежитии Печорского промышленно-экономического техникума, где мы останавливались по пути в Нарьян-Мар. В этот раз каждые пятнадцать минут в здании срабатывает пожарная сигнализация. Охранник лишь разводит руками: бывает! Веселье продолжается до самого утра.
Утром мне звонят из Нарьян-Мара: вчера вечером зимник закрыли из-за метели. Выдыхаю: это мы хорошо успели!
Выезжаем в Сыктывкар.
Ближе к Ухте из под снега появляется асфальт.
После Ухты — грязь.
Обедаем в каком-то придорожном кафе в Чиньяворыке.
Этот посёлок известен тем, что в одном из местных исправительно-трудовых лагерей три года отслужил в охране Сергей Довлатов. Этот период его жизни был потом отражён в повести «Зона. Записки надзирателя».
После сытного обеда — самое время немного подурачиться. Аутбэк даже с полным багажником и гружёным боксом на крыше очень неплохо так крутит пятаки: Symmetrical AWD — это вам не хухры-мухры. За рулём — ваш непокорный слуга.
Видео: Андрей Шрайб
Наконец в сумерках второго дня, если считать с момента выезда из Нарьян-Мара, мы въезжаем в столицу Республики Коми.
Путешествие продолжается.
Не переключайтесь!
Продолжение: Сыктывкар — город на Сысоле